Менее чем через месяц – 9-10 декабря нынешнего года, должно состояться событие, изначально претендующее на статус если не «исторического», то, как минимум, имеющего огромное значение для всего «коллективного Запада»
Менее чем через месяц – 9-10 декабря нынешнего года, должно состояться событие, изначально претендующее на статус если не «исторического», то, как минимум, имеющего огромное значение для всего «коллективного Запада».
Речь о запланированном на эти дни «Саммите демократий» (в другой интерпретации – «Саммите за демократию»). Его участники твердо намерены прежде всего провести некую четкую и однозначную грань, указав, где же заканчивается «свободное общество» и начинаются дремучие «авторитарные режимы». Ну, и, понятно, «размежеваться» с ними самым решительным образом.На первый взгляд, организаторами данного мероприятия движут самые что ни на есть благие и светлые мотивы – «консолидировать все «здоровые силы мира», дабы они единым фронтом встали на защиту таких фундаментальных ценностей, как народовластие, права человека, честные выборы… ну, и, как говорится, далее по списку. При этом имеются серьезнейшие опасения относительно того, что на самом деле саммит будет способствовать вовсе не объединению и взаимопониманию, а как раз напротив – станет очередным (и достаточно опасным) разделением на разные лагеря государств, существующих на нашей планете. Откуда такие предположения и каковы в реальности могут быть последствия этих «демократических посиделок»? Попробуем разобраться.
Пиар Байдена и «реванш» за Афганистан
По имеющимся на сегодня данным первый тур задушевного общения «демократических лидеров» состоится в ставшем для всех привычным за время пандемии коронавируса виртуальном формате. Впрочем, лиха беда начало – если дело сладится, через годик участники «учредительной» конференции, глядишь, дойдут и до того, чтобы заключить друг друга в настоящие демократические объятия. Как бы то ни было, главное не в том, будет ли разговор проходить «в реале» или же онлайн. Важно, кто будет говорить и о чем конкретно. При этом следует учитывать, что застрельщиком и главным инициатором «саммита» вполне ожидаемо выступают Соединенные Штаты. Вернее даже – конкретно их нынешний президент Джо Байден. Впервые эту идею уже в статусе главы государства он озвучивал, если память не изменяет, в начале нынешнего года, то есть фактически сразу после избрания и инаугурации.
Благодарным слушателям из числа сотрудников Госдепа, трепетно внимавшим новому хозяину Белого дома, излагавшему перед ними собственный взгляд на внешнюю политику страны, все это подавалось под соусом «необходимости исправить опаснейшие промахи и стратегические просчеты», допущенные на данном поприще Дональдом Трампом. Ну, вы понимаете – «Америка вернулась» и прочее бла-бла-бла в том же духе. Хочешь «набрать баллов» в политике – оплюй погуще предшественника, это азы. По мнению старины Джо именно подобное громкое, пафосное и глобальное мероприятие позволит Вашингтону обставить собственное «возвращение» максимально эффектно. А заодно, кстати, и напомнит всяким там заокеанским «умникам», изрядно расслабившимся в трамповские времена, о том, что лидером, знаменосцем, запевалой и вообще центром «свободного мира» являются только США и никто иной.
Мало того – задуманный изначально в качестве пиар-мероприятия международного уровня для Байдена и его политсилы, саммит со временем превратился для Соединенных Штатов в действительно настоятельную необходимость. Уж больно скверно все обернулось с драпом из Афганистана, куда американцы (вопреки собственным заявлениям, делавшимся позднее) пришли как раз «устанавливать демократию» и защищать ее от бородатых моджахедов. Сами ни уха, ни рыла не справились, наивно доверившихся им афганцев подставили, что называется, «по всей программе», да еще и союзников по НАТО, будем говорить откровенно, «кинули», даже не поставив в известность о готовящейся сдаче страны талибам. Одним словом, понесли репутационные потери, масштаб которых сложно даже и оценить. Самое неприятное, что кое-кто, искоса поглядывая в сторону США, стал позволять себе сомнения вроде: «А они точно самые «крутые» или уже нет?» Подобного рода «разброд и шатания», крайне опасные для имиджа «мирового гегемона», и должен развеять предстоящий саммит.
Однако «сакральный смысл» его, конечно же, заключается не только в этом. Носящийся с навязчивой идеей угрожающего «мировому сообществу» и конкретно американским интересам «наступления тоталитаризма» Байден хочет «послать решительный сигнал» распоясавшимся «силам зла». Ну, и попутно, в очередной раз разделить весь мир на «агнцев» и «козлищ», «праведных» и «грешных», «плохих парней» и противостоящих им «хороших». Все как в составляющих основу американской, извините за выражение, культуры черно-белых комиксах. Вот только реальный мир – не рожденная карандашом художника «вселенная» и в нем все далеко не так просто и однозначно.
Дойдет ли дело до нового «цивилизационного разлома»?
В нашей стране вовсе неспроста восприняли идею «демократического саммита» не то что «в штыки», а с предельной настороженностью и озабоченностью. Сергей Лавров, к примеру, усмотрел в нем намерения Вашингтона, как минимум, «принизить значение» Организации Объединенных наций, а то и вовсе попытаться создать некую суррогатную замену ООН. Глава отечественного МИД в сердцах обозвал планируемое сборище «демократов» «сегрегационной» затеей в худших традициях «холодной войны». Спорить с ним в данном моменте сложно – ведь инициаторы саммита и вправду будут «самостоятельно определять, какая страна демократична, а какая – нет», руководствуясь при этом какими-то, лишь им одним ведомыми и понятными критериями.
Насколько известно (а предполагаемый «список приглашенных» уже успел «засветиться» на сайте Politico), в «демократы» записали не только, допустим, шведов с французами, но и, к примеру, Ирак, Пакистан, Филиппины. Особо умиляет наличие в списке «светочей свободного мира» таких государств, добившихся воистину выдающихся успехов на демократической ниве, как Конго и Украина. Да, и Тайвань там тоже есть. Зато отсутствуют Венгрия, Турция, Вьетнам, Египет и множество прочих государств, официально к «диктатурам» вроде бы не причисляемых. То, что виртуальные «двери» саммита будут наглухо захлопнуты для России, Китая, Турции, Белоруссии не удивляет абсолютно. В противном случае без уже сформированного и оформленного списка «врагов демократии» к чему было и огород городить? По крайней мере, ответ на сакраментальный вопрос: «Против кого дружить будем?» уже готов. Вот это-то и напрягает. Слишком уж «Саммит демократий» в подобном контексте смахивает на средневековый конклав, собранный для объявления очередного крестового похода.
Последние сомнения относительно вовсе не мирных намерений США развеивают откровения все того же Байдена. Буквально на днях американский президент вдруг принялся вспоминать о том, как и Владимир Путин, и Си Цзиньпин чуть ли не в один голос убеждали его в том, что «автократии победят», поскольку «в XXI веке демократии неэффективны» из-за их «неповоротливости», вызванной «долгим временем, необходимым для достижения консенсуса». Происходило ли что-то подобное в реальности, сказать сложно – учитывая, говоря деликатно, специфическое состояние психики нынешнего главы Белого дома. Однако направленность его намерений просматривается в связи со сказанным достаточно четко. Увы, скорее всего, сводятся они к типичному для американцев: «Вот мы им покажем!» Одним из трех основных пунктов, вокруг которых, как заявлено, будет «вращаться» повестка саммита помимо вполне ожидаемой «защиты прав человека» и тыкаемой США куда нужно и не нужно «борьбы с коррупцией» будет еще и «защита от авторитаризма».
Вот с этого места, знаете ли, хотелось бы поподробнее. Как защищаться будете, господа демократы?! Есть основание полагать, что главным ответом на данный вопрос является недавнее создание США, Британией и Австралией военного блока АУКУС. Могу поспорить, что и дальнейшая «защита» будет строиться как раз именно в таком ключе. По сути дела, подобное «высокое собрание» и вправду впоследствии может быть использовано для легитимизации тех или иных глобальных действий против государств, официально признанных его участниками «авторитарными». То есть – враждебными и априори не заслуживающими того отношения, на которое могут претендовать «демократии».
В пользу подобных, далеко не оптимистических прогнозов свидетельствует, прежде всего, наличие в числе участников саммита Тайваня и Украины. Это ведь не просто открытый вызов, бросаемый как Пекину, так и Москве. Оставив в стороне Тайвань, позволю себе заметить, что называть «демократической страной» «нэзалэжную» (особенно в нынешнем ее состоянии) может либо полный слепец, либо прожженный циник и мерзавец. Главная ценность обоих упомянутых выше «партнеров» для Вашингтона состоит в том, что они являются его плацдармами для противостояния России и Китаю. И, что гораздо более важно – теми местами, где это противостояние вполне может перерасти в вооруженный конфликт. То есть, называя вещи своими именами, в Третью мировую войну.
Может ли таковая стать «великой битвой демократий против авторитарного зла»? А почему бы и нет? Чем ужаснее замысел, тем болеет громкие и красивые слова подбираются для его обоснования и оправдания. Курс Соединенных Штатов в отношении нашей страны буквально на глазах меняется от политики «мягкой конфронтации» к предельно наглому, вызывающему и откровенно провокационному поведению. Состоявшееся буквально накануне подписание между Вашингтоном и Киевом «обновленной хартии о стратегическом партнерстве» – попросту еще один шаг в том же направлении, но шаг весьма многозначительный. Поставивший свой автограф под этим документом государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил о неких «провокациях», исходящих исключительно от нашей страны, и выразил полную готовность «оказывать давление» на нее.
Судя и по этим словам, и по хвастливой риторике Пентагона относительно намерений действовать где ему заблагорассудится без малейшей оглядки на интересы национальной безопасности России, совершенно ничего позитивного нам ждать из-за океана не приходится. Следовательно, и любые американские глобальные инициативы, имеющие явную антироссийскую направленность, следует волей-неволей принимать всерьез, не списывая их на «блажь» престарелого президента или банальное стремление США поднять собственное реноме. Сложно сказать, послужит ли грядущий саммит на пользу «мировой демократии», но для России он совершенно однозначно несет реальную угрозу.
Александр Неукропный
Свежие комментарии