Некоторые изобретения оказались настолько странными, что применения им до сих пор не нашли
Некоторые изобретения оказались настолько странными, что применения им до сих пор не нашли.
Двубашенный танк Т-26. В тридцатых годах он был лучшим в своем классе, но все изменилось с появлением новых иностранных танков и противотанковых ружей.
Советские ученые к 1938 году осознали, что танк устарел. Но сразу его списать не решились. Сначала его начали модифицировать. И к 1941 году выпускали в нескольких вариациях. Но зачем вообще Советскому Союзу понадобился танк с двумя башнями, и над какими безумными проектами работают современные конструкторы? Об этом рассказывает программа «Невероятно интересные истории» с ведущим Сергеем Доля на РЕН ТВ!Чем больше башен — тем лучше
После затянувшейся Гражданской войны советские военные искали быстрый и дешевый способ вернуть ослабшим подразделениям боевую мощь. Это особенно касалось танковых батальонов, ведь первые боевые машины, которые красноармейцам подарили англичане и французы, устарели уже к началу 30-х годов. У конструкторов не было времени на разработку и многолетние испытания собственной техники, поэтому первым советским танком стал британский «Виккерс».
«Условились различного рода комиссии, закупалась техника по лицензии, согласно которой у английской фирмы «Виккерс» была куплена лицензия на создание танков. В номенклатуре эти танки получили наименование Т-26», — говорит военный историк Александр Михайлов.
До 1940 года «Виккерс» выгодно выделялся на фоне своих конкурентов из-за двух боевых башен. Крупнокалиберные пулеметы, стрелявшие в разные стороны, отлично работали при штурме окопов. Машина заезжала в траншею, и экипаж за 10-20 секунд зачищал сотни метров вражеских укреплений. Но очень скоро в Европе появились тяжелые крупнокалиберные танки. Против них двубашенный Т-26 оказался бесполезен. Его быстро сняли с производства и заменили машинами с бронебойным вооружением.
«В Советском Союзе, соответственно, были трехбашенные танки. Например, Т-28, у которого было две пулеметных башни спереди и одна башня более крупная, с 76-миллиметровым орудием. Был тяжелый танк Т-35, у которого было аж пять башен, и у него не было никакой абсолютно мертвой точки. То есть, он по кругу был абсолютно защищен, и каждая башня — будь то пушечная или пулеметная — могла вести огонь по противнику. Эксперименты, которые были в танкостроении, со временем сошли на нет. И танки получили более или менее тот классический вид, к которому мы с вами привыкли. Это боевое шасси, и сверху стоит одна башня, в которую устанавливается крупнокалиберное орудие, совмещенное с пулеметом», — рассказывает военный историк Александр Михайлов.
Летающий танк
В разгар Великой Отечественной войны советские инженеры запустили еще более смелый проект. Конструкторы отдали предпочтения не огневой мощи, а маневренности. И в 1942 году в СССР появился первый и единственный летающий танк КТ-60. По задумке, к боевой машине прикрепляясь крылья, а грузовой самолет сбрасывал ее на поле боя.
«Что было бы, если бы мы смогли еще и партизану дать какую-то броню. Пускай тонкую, но так или иначе это была бы техника, которая могла бы облегчить им жизнь. Инженер Антонов создал планер, который испытывали в 1942 году для того, чтобы танк полетел», — рассказывает военный историк Александр Михайлов.
Летающий катер
В современном мире тоже находятся инженеры, которые не верят в старую поговорку о «рожденных ползать». Джон Макгонигал – конструктор-любитель из США. У себя в гараже он уже несколько лет строит летающий катер на воздушной подушке. Похожие модели стоят на вооружении морских пехотинцев и спасателей в США и Китае.
«Получится что-то вроде дешевого гибрида автомобиля и катера. Такие проекты уже делали, но почти все они — лишь дорогие игрушки. В реальной жизни их очень сложно использовать. Я доработал система управления, изменил форму крыльев и собрал одноместную кабину. Это практически экраноплан, на котором можно будет плавать и летать над любой ровной поверхностью. Мне кажется, он отлично покажет себя», — рассказывает изобретатель.
Гигантский «Зубр»
Эксперименты с подобными катерами проводили еще в Советском Союзе. Самая удачная разработка в этой области — проект «Зубр». Гибрид десантного корабля и огромной воздушной подушки. «Зубр» может причалить практически к любому берегу и даже забраться на сушу, а во время движения его сложно отследить с помощью радаров. Корабль разгоняется до ста тридцати километров в час. При такой скорости на экранах локаторов видно лишь размытое облако брызг.
«Корабли такого класса являются довольно уникальными, поскольку они могут перемещаться как по воде, так и по суше. Могут перевозить и несколько основных боевых танков, могут перевозить несколько десятков с небольшим бронетранспортеров, больше ста солдат и офицеров полном обмундировании, для того чтобы, собственно, выполнить задачу практически в любой точке мира. Поскольку конструкция корабля позволяет это, в том числе в арктических широтах», — объясняет военный историк Александр Михайлов.
Сильный ветер
Еще один уникальный гибрид спроектировали во время войны в Персидском заливе. В 1990 году армия Саддама Хусейна напала на Кувейт. Чтобы защитить союзника от иракского вторжения, в Пентагоне разработали план легендарной операции «Буря в пустыне». Американцы быстро расправились с противником, но при отступлении иракцы и подорвали более 700 нефтяных скважин. На месте взрыва образовались столбы горящей нефти, которые могли бы пылать десятилетиями. Был объявлен тендер на создание какой-то пожарной установки, которая могла справиться с данным объем работ. Венгерская компания взяла за основу два двигателя советского истребителя МиГ-21, установила их на шасси советского танка Т-34, переделала систему, чтобы можно было использовать различного рода пожарную смесь, и применила. Гибрид был очень успешен, хоть и не получил широкого распространения.
Венгерские инженеры назвали свои детища «Сильным ветром». Турбины вырабатывали мощный поток воздуха, который при подаче воды превращался в газоводяную смесь. Эти машины и сегодня стоят на вооружении венгерских спасателей, но к счастью, использовать гибрид не приходилось со времен пожара в Кувейте.
Мародер
Похожая история и у самой крепкой машины в мире- южноафриканского бронетранспортера «Мародер».
«Это чисто полицейская машина, предназначенная для борьбы с террористами. Тяжелый внедорожник. Длина — 6 метров, высота – 3 метра. Попросту говоря, автомобиль достаточно высок. Кроме того, на оба борта навешены всевозможные ящики для защиты от кумулятивных снарядов», — говорит военный эксперт Александр Широкорад.
Этот десятитонный броневик разработали специально для работ в городе. «Мародер» с легкостью разрушает кирпичные стены. Поэтому бойцам не нужно выламывать дверь, а если неприятель прострелит колеса грузовика, машина проедет на них еще сотню километров.
Рвотный пистолет
Самый странный военный проект современности — рвотный пистолет. Предполагалось, что американские полицейские смогут использовать это оружие вместо электрошокера, чтобы нейтрализовать преступников. В 2007 году Пентагон даже выделил на разработку 800 тысяч долларов. Первый образец изготовили уже через несколько месяцев.
«Идея какая? Светодифоды создают излучение разной частоты, разного цвета. И глаз настраивается обычно на одну частоту. А здесь получается какая-то смесь частот, и у человека возникает чувство дискомфорта. Возникает как бы болезненное состояние, которое приводит к потере координации», — говорит военный эксперт Александр Широкорад.
На испытаниях рвотный пистолет себя не оправдал. По словам экспертов, это устройство не опаснее обыкновенного фонарика. Сейчас точно такое же можно купить в любом китайском магазине электроники. Самые мощные образцы обойдутся покупателям в 200 долларов — около 16 тысяч рублей.
Свежие комментарии