Мероприятие давно зарекомендовало себя в качестве авторитетной и открытой площадки, своего рода альтернативы Мюнхенской конференции, которая все больше превращается в чисто западный «закрытый клуб»
Состоялась очередная Московская конференция по международной безопасности. Это ежегодный форум, на котором представители оборонных ведомств различных стран мира, международных организаций и эксперты в области глобальной безопасности обмениваются мнениями относительно наиболее актуальных военно-политических вопросов современности.
Мероприятие давно зарекомендовало себя в качестве авторитетной и открытой площадки, своего рода альтернативы Мюнхенской конференции, которая все больше превращается в чисто западный «закрытый клуб».
Напомню, впервые конференция состоялась в 2012 году и была посвящена теме «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности», что было особенно актуально в новой реальности, в которой США вышли из договора по ПРО, запустив обрушение контуров международной безопасности, созданных после окончания холодной войны. На мероприятие были приглашены около 200 ведущих политиков и экспертов из 50 стран Европы, Азии, а также из США и Канады. Через год в Московском форуме приняли участие главы оборонных ведомств европейских государств и международных организаций – ОДКБ, НАТО, ЕС, ОБСЕ.
Однако, начиная с 2014 года, представители Запада начали отказываться участвовать в конференции, в том числе когда главными темами были такие актуальные вопросы, как борьба с международным терроризмом. Впрочем, это не удивительно. Мы уже видели, как США борются с этим явлением в Афганистане, Ираке, Сирии.
Тем не менее число участников от года к году росло, на форум со всего мира приезжали делегации военных ведомств и представители экспертного сообщества, руководство международных организаций – СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН, ОБСЕ, МККК.
В прошлом году из-за пандемии конференция не состоялась, но в этом году научились жить в условиях ограничений: так часть участников выступала по видеосвязи. На повестке дня стояли вопросы не только борьбы с коронавирусом, но и неконтролируемого распространения оружия массового поражения и средств его доставки, киберугрозами, фальсификацией истории и фейковыми новостями. Особое внимание уделялось проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона и опасности начала там гонки вооружений, военно-техническому сотрудничеству в Африке и на Ближнем Востоке, переходу к экономическому развитию в Сирии.
Стоит отметить, что подобные мероприятия позволяют политикам не только лучше понять позиции друг друга, но и выработать совместные ответы на наиболее актуальные вызовы современности. Это особенно важно на фоне сегодняшней разобщенности и постепенного распада однополярного мира.
Однако последний распадаться явно не желает. Это нашло воплощение на последней Мюнхенской конференции, куда носителей альтернативного мнения просто не пригласили и на которой Байден провозгласил «возвращение Америки» в дела Европы.
На этом фоне Московская конференция фактически стала первой с начала пандемии площадкой, на которой злободневные темы стратегической стабильности обсуждаются не однобоко, не узким кругом. И то, что страны Запада продолжают ее игнорировать – это их проблемы. Мы, в отличии от них, зовем всех.
И весьма символично, что конференция прошла вскоре после встречи Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве, в ходе которой две крупнейшие мировые державы зафиксировали, что, несмотря на всю сложность отношений, война не нужна никому и альтернативы укреплению стратегической безопасности нет.
Впрочем, как мы видим по поведению США после Женевы, кроме констатации отказа от реальной войны как способа решения проблем, никаких положительных выводов не сделано, курс на конфронтацию, курс на «гибридную» войну продолжен.
Позицию России, заключающуюся в стремлении к минимизации конфронтации и противодействию тем силам, которые через хаотизацию и дестабилизацию политических процессов стремятся к сохранению своего геополитического положения и ослаблению тех, кого они считают конкурентами, обозначили представители нашей страны.
Так Владимир Путин отметил, что турбулентность геополитических процессов возрастает, даже несмотря на отдельные позитивные сигналы. Продолжается и эрозия международного права. Не прекращаются попытки использовать силу для продавливания своих интересов, укрепить собственную безопасность за счёт безопасности других.
Комментируя наращивание войск НАТО у российских границ, президент РФ отметил, что альянс отказывается от диалога, но в то же время выразил надежду, что здравый смысл в действиях Североатлантического альянса возобладает.
В. Путин также отметил важность урегулирования региональных конфликтов, напомнив, что Россия активно этому содействует: удалось освободить большую часть территории Сирии от международных террористов, не допустив распада страны, и остановить конфликт в Нагорном Карабахе. Президент отметил, что российские миротворцы надёжно гарантируют мир и безопасность в регионе, многое делают для улучшения гуманитарной ситуации, разминирования территорий и восстановления социальной инфраструктуры.
Наконец, он подчеркнул роль ООН, которая была и остаётся фундаментом системы международных отношений. «Главная задача этой авторитетной и общепризнанной организации – не допустить глобального конфликта, новой мировой войны», – заявил он.
Впрочем, и это можно расценить как попытку сохранять оптимизм. В реальности ООН давно перестала играть роль фундамента безопасности. Американцы в последние 30 лет вытирали об нее ноги, развязывая войны по всему миру, а проблемы ядерного разоружения решаются лично президентами США и России, да и то лишь, как говорится, у последней черты. Вопрос лишь в том, повторит ли ООН печальную судьбу Лиги наций, превратившись в полностью декоративную структуру. Судя по всему, американцы не прочь избавиться от этого явно мешающего им инструмента, во всяком случае речь о Совбезе, где вето России и Китая остается последним рычагом воздействия на их агрессивные планы.
Министр обороны Сергей Шойгу особое внимание уделил угрозе американских ракет в Азии. «С военной точки зрения сочетание ударного ракетного компонента со средствами противоракетной обороны способно изменить баланс сил не только в регионе, но и во всем мире. Если решение о размещении ракет средней дальности будет принято, то такая ситуация будет представлять опасность и для восточных регионов Российской Федерации», – отметил он, добавив, что наиболее остро такие проблемы проявляются в Юго-Восточной Азии: страны этого региона «принуждают сделать выбор, навязывая создание структур, аналогичных НАТО».
Проблема отнюдь не надуманна. На фоне бегства США из Афганистана и вывода войск и техники из Сирии, Ирака и даже Саудовской Аравии многие эксперты заговорили о перемещении американской армии ближе к Китаю, для противостояния с которым США будут создавать союз с Индией, Японией и Австралией.
С. Шойгу также рассказал о том, что НАТО отрабатывает маршруты оперативной переброски своих войск к границам Союзного государства России и Белоруссии. Характерным примером стали учения Defender Europe, в ходе которых отрабатывались наступательные операции на восточном фланге альянса, заявил он. Стоит напомнить, что эти учения с самого начала приняли провокационный характер, они стал крупнейшими учениями НАТО в Европе со времен холодной войны и были явно нацелены на отработку конфликта с Россией.
Кроме того, С. Шойгу рассказал о том, что ряд европейских стран заинтересован в обострении конфликта с Россией. В качестве примера он привел действия украинских властей, которые накануне брюссельского саммита НАТО «спровоцировали очередной кризис в Донбассе». Он также добавил, что и сами европейские страны держат курс на усиление военного противостояния. И тут нелишним снова будет вспомнить не только традиционно агрессивно-русофобски настроенные Британию, Польшу и страны Прибалтики, но ту же Чехию, которая удостоилась чести вместе с США первой попасть в российский список «недружественных стран».
Стоит напомнить, что и проходящие ныне в Черном море учения Sea Breeze сразу ознаменовались провокационными выходками сначала британского, а потом нидерландского кораблей вблизи российских территориальных вод. Все это является наглядным подтверждением того, о чем говорили на конференции В. Путин и С. Шойгу.
С достаточно эмоциональной речью выступил министр обороны Китая генерал-полковник Вэй Фэнхэ, по словам которого хаос в мире вызван действиями «одной державы», которая, «забыв обо всем и придерживаясь мышления холодной войны, применяет политику силы, ставит во главе угла свою гегемонию, унилатерализм и интервенционализм». О том, что имелись в виду США, много говорить не приходится.
«Эта страна, – продолжил Вэй Фэнхэ, – навязывает свои правила и волю другим странам, вмешивается во внутренние дела других государств, осуществляет политику сдерживания и разъединения, вводит санкции, манипулирует общественным мнением, осуществляет цветные революции в целях смены легитимных властей. Нам пора совместно противостоять этому, защищать международную систему во главе с ООН, мироустройство, основанное на международном праве, и поддерживать центральную роль ООН в международных делах».
Он также несколько раз заявил о недопустимости вмешательства внешних сил в вопросы Тайваня, Гонконга, Тибета и Южно-Китайского моря, подчеркнув, что все это – внутрикитайские дела, затрагивающие коренные интересы страны и не касающиеся других. «Никакие попытки вмешательства во внутренние дела Китайской Народной Республики не увенчаются успехом», – предупредил он.
О том, что «идет очередной передел мира», говорил и министр обороны Белоруссии Виктор Хренин. «Сторонники однополярного глобального мира заявляют о своих планетарных амбициях. Их цель – смести независимые правительства. Лучшим средством для этого, по их мнению, является стратегия управляемого хаоса. Именно в ее рамках применяются современные концепции цветных революций и гибридных войн. Нас не оставят в покое в глобальной борьбе за контроль над планетой», – заявил он.
На конференции в числе других участников выступили: заместитель начальника Генерального штаба ВС Исламской Республики Иран бригадный генерал КСИР Мехди Рабани, первый заместитель министра обороны Индии доктор Аджай Кумар, Заместитель Генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Жан-Пьер Лакруа.
Надо отметить, что нынешняя конференция может стать некоей отправной точкой, как когда-то стала конференция в Мюнхене в 2007 году. Очевидно, что США окончательно и твердо встали на путь холодной войны, причем одновременно против России и Китая, что может толкнуть наши страны к укреплению союза. И если планы Вашингтона по рывку с Ближнего Востока на Дальний начнут реализовываться в реальности, уже скоро мы увидим совсем другую конфигурацию международной безопасности и совсем другой мир, в котором реальностью станет то, что вчера казалось невозможным.
Подписывайтесь на «Военно-политическое обозрение» в Telegram и Twitter!
Свежие комментарии