Нельзя, конечно, голословно утверждать, что именно США со своей «манечкой» (маниакальной идеей) о мировом господстве, подтолкнули к сближению Россию и Китай, но именно противостояние внешним угрозам привело Москву и Пекин к тесным партнерским отношениям
Нельзя, конечно, голословно утверждать, что именно США со своей «манечкой» (маниакальной идеей) о мировом господстве, подтолкнули к сближению Россию и Китай, но именно противостояние внешним угрозам привело Москву и Пекин к тесным партнерским отношениям.
В этом году, 16 июля, будет отмечаться 20-я годовщина российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного в 2001-м на основе обобщения исторического опыта и результатов развития двухсторонних отношений. Неплохие контакты между двумя странами существовали и прежде, но тут — договор, благодаря которому отношения вступили в наилучший период за всю свою истории, став образцом иным мировым державам.
В общем, русские и китайцы опять братья на век. Это абсолютно без ёрничества, союз России и Китая в его нынешнем качестве является не только экономически выгодным двум странам, но и сдерживающим, в первую очередь как противовес Соединенным Штатам. До создания некоего военного союза, как, например, в рамках ОДКБ, дело ещё не дошло, однако подобная перспектива не исключается. И именно такая форма военного сотрудничества в большей степени пугает Запад, который до недавнего ещё времени рассматривал Россию и Китай в качестве «мальчиков для битья».
— Рост экономической мощи Китая и резкое повышения роли России, как глобального военно-стратегического фактора, положил конец культивируемой американцами с 1991 года модели однополярного мира, — говорит политолог Александр Зимовский.- Эта трансформация, которая произошла прямо перед носом Вашингтона, не могла не отразиться на сильно понизившемся в глазах Китая (и не только Китая) статусе Соединенных Штатов.
Соперничество США и КНР в тандеме с РФ за расширение круга государств, включаемых в их орбиты влияния, постоянно возрастает. Поэтому ненавязчивая демонстрация превосходства то в одной, то в другой области, в общем, приветствуется. Приведу простой, но яркий пример.
Визит в 2015 году Председателя Си Цзиньпина в Москву на празднование 70-летия Победы и марш китайских военных в парадном строю по Красной Площади вызвал бурю в американской прессе. Эксперты в «Уолл-стрит Джорнэл», говорили тогда не иначе как о формировании оси «Москва-Пекин» и о том, что «несмотря на разнонаправленность интересов, Россия и Китай сознают, что стоят перед лицом единого врага».
Си Цзиньпин ни на празднование 75-летия Победы, ни в нынешнем году в Москву не приезжал — пандемия, однако в самом Китае заявили о готовности отстаивать вместе с Россией итоги Второй мировой войны и защищать мир во всём мире. «Неважно, как будет меняться ситуация в мире, Китай и Россия будут держаться вместе, решительно поддерживать друг друга, вместе защищать международную справедливость и беспристрастность», — заявила сейчас официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
До недавнего времени самым слабым звеном в армии Китая были ПВО, ВМФ, устаревшая авиация и, можно сказать, практически полное отсутствие вертолётов (чуть больше сотни). Подобные показатели позволяли США считать, что обеспечив в случае войны господство в воздухе и на море, они смогут добиться неоспоримого преимущества.
Нельзя сказать, что армия КНР полностью закрыла эти бреши в обороне, но она их существенно улучшила. Самое главное, что сейчас Китай априори рассчитывает на российские вооружения, которые состоят из большого количества как самых современных средств ПВО и ВКС, так и мощного подводного ядерного флота. Это не означает, что Россия и Китай готовы напасть на США, но это обстоятельство заставляет американцев считать совместные вооружения. И Пентагон этим обстоятельством сильно обеспокоен. А Пекину это развязывает руки в проведении независимой политики в тех регионах, где сталкиваются китайская и американская стратегии.
КНР сейчас является одним из ключевых партнеров РФ в военно-технической сфере. За последние шесть лет доля Китая в закупках российской боевой техники и вооружения возросла с 5до 15%.
Китай первым из зарубежных стран получил российские ЗРС С-400 «Триумф» и многоцелевые истребители Су-35. Теперь настала очередь технологий — Россия помогает Китаю создать собственную систему предупреждения о ракетном нападении, что кардинально повысит обороноспособность КНР.
К слову, Китай уже в какой-то степени пользуется российским «зонтиком», разместив позиции своих межконтинентальных баллистических ракет «Дунфэн» (Dongfeng-41) вблизи российской границы. На той стороне — космодром «Восточный», а там зенитные ракетные комплексы С-400 и иные средства ПВО, через которые «Трайденты» с севера точно не прилетят.
Помимо военно-технического сотрудничества России и Китая у Вооруженных сил РФ и НОАК (Народно-освободительная армия Китая) существуют давние связи и контакты на уровне проведения совместных учений. Наибольшим представительство китайских военнослужащих было на учениях «Восток-2018».
В Забайкальский край на полигон Цугол для участия в совместных маневрах тогда прибыли более трёх тысяч военнослужащих НОАК, а также 900 единиц техники, 30 самолётов и вертолётов китайской армии. Ранее, в 2017 году, прошли российско-китайские военно-морские учения на Балтике и Тихом океане «Морское взаимодействие». И, как тогда утверждалось, весь китайский флот, корабли которого находились в Средиземном море, в случае агрессии США в Сирии, перейдет под командование ВМФ России.
Совместные российско-китайские учения проводились и в конце декабря 2020 года — пара российских и четыре китайских стратегических ракетоносца провели совместное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. Их суть достаточно чётко объяснил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Если же говорить о военной ситуации в регионе, да, мы с КНР занимаемся совместной работой, в том числе в виде военных учений. Российско-китайские учения — далеко не что-то принципиально новое — они проходили и в сухопутном варианте несколько раз, и в формате ШОС, и в двустороннем формате. Сейчас учения были по линии воздушно-космических сил. Они не направлены против Японии, они просто призваны обеспечить боеготовность авиации, которая обеспечивает безопасность границ РФ и Китайской Народной Республики», — отметил министр.
У США продолжающееся сближение России и Китая, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, вызывает настоящую тревогу. После последнего визита российского президента Владимира Путина в Пекин на международный форум «Один пояс, один путь» (где он, кстати, не сделал ни одного громкого заявления) в Вашингтоне рассмотрели все предпосылки организации союза двух стран. «Если не остановить сближение Китая и России, то американскому глобальному лидерству придется пережить трудные времена, не исключая участия в глобальном военном конфликте», — писали американские СМИ. Эту реакцию и можно назвать главным следствием прошедших пекинских переговоров Путина и Си Цзиньпина.
— Американцы заигрывают с Китаем, но при этом стараются навязывать там свою волю, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — В общем, делают вид, что не воспринимают их всерьез. Это стратегическая ошибка. КНР вовсе не друг США, а Пекин гораздо ближе Москве, чем Вашингтону.
Даже если посмотреть на все последние российско-китайские военные учения, становится понятно, кто кому союзник, а кто потенциальный противник в противостоянии крупных мировых государств. Конфликт между Америкой и Китаем, как мне представляется, неизбежен, но если хватит ума Байдену, то он не дойдёт до реальной войны, а станет лишь неким подобием холодной войной.
Россия в этой ситуации наблюдатель, но явно с прокитайской ориентацией. В случае вооруженного конфликта прикроет Китай с восточного направления, как минимум при помощи ЗРС, что было продемонстрировано во время одних из учений китайских военных, когда российские комплексы С-300 и С-400 на Дальнем Востоке были приведены в состояние повышенной боевой готовности и были готовы сбивать любые воздушные цели над своей территорией, летящие в сторону Китая. В Пекине такую поддержку, безусловно, оценили.
Сейчас «всезнающая» военная разведка Эстонии заподозрила, что военнослужащие НОАК могут принять участие и в учениях «Запад-2021», которые пройдут в августе на территории России и Белоруссии. Ну, это такая страшилка для всей Европы — если ещё и Китай подтянется, то НАТО не выстоит в неравной битве.
Впрочем, такую возможность допускает и японское издание Nikkei Asian Review, которое отмечает, что Россия и Китай, которых иногда называют «партнерами по расчёту», на самом деле демонстрируют признаки того, что они начинают формировать единый фронт. «Поскольку эти страны сталкиваются с санкциями со стороны США и Европы, вокруг них растут опасения того, что они могут стать более агрессивными в своём противодействии Западу», — отмечает издание.
Авторы NAR полагают, что если Китай примет сейчас участие у границ Европы (это они эстонских разведчиков наслушались), это «вызовет раздражение в Европе и продемонстрирует, что Москва и Пекин резко укрепляют военные связи и их отношения в недалёком будущем могут перерасти в военный союз».
Повторимся, что речь о создании именно военного союза между Россией и Китаем пока не идёт, по той причине, что ни у Москвы, ни у Пекина в этом нет необходимости. Впрочем… Тут можно вспомнить слова Владимира Путина, который 22 октября прошлого года на заседании дискуссионного клуба «Валдай», отвечая на этот вопрос, сказал: «Теоретически это вполне возможно». При этом добавил, что «мы в этом не нуждаемся».
«Мы обмениваемся лучшими практиками в сфере военного строительства. Мы достигли большого уровня взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества, причём, и это, наверное, самое главное, речь не только об обмене продукцией или купле-продаже военной продукции, а об обмене технологиями. И здесь есть вещи очень чувствительные», — сказал тогда президент России. Наверно от этого и нужно исходить в понимании союзных отношений с Китаем.
Свежие комментарии