Для небольших государств, подобных Беларуси, существует довольно-таки мало способов обеспечить собственную военную безопасность
Стремление ряда стран использовать силовое и политическое давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, двойные стандарты в трактовке демократических норм и принципов – таковы тенденции, формирующие сегодня обстановку вокруг Беларуси.
На прошедшей неделе, 26 мая, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко охарактеризовал эту ситуацию достаточно прямолинейно: «Как мы и прогнозировали, наши недоброжелатели извне, да и внутри страны, изменили методы атаки на государство. Они преступили множество красных линий, перешли границы здравого смысла и человеческой морали. Это уже не информационная война, это гибридная современная война… они перешли от организации бунтов к этапу удушения…».
В свою очередь, министр обороны Беларуси Виктор Хренин, говоря о военной составляющей обстановки, отметил: «Создаются условия для безоговорочного военного доминирования по отношению к Беларуси. Эти действия вызывают у нас беспокойство и озабоченность, что требует принятия ответных мер».
Какие могут быть ответные меры у сравнительно небольшой европейской страны, вокруг которой все туже сжимается полукольцо «недружелюбных соседей» при поддержке их западными кураторами?
Об этом также высказался президент Беларуси – если против республики будет развязана открытая вооруженная агрессия, то в этой войне Беларусь не рассчитывает на победу. Но даже если останется в одиночку, чего, уверен белорусский лидер, не произойдет, цель белорусских вооруженных сил – нанести неприемлемый ущерб противнику. «Это записано в военных документах. Поэтому, прежде чем бряцать оружием у наших границ, надо подумать», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Для небольших государств, подобных Беларуси, существует довольно-таки мало способов обеспечить собственную военную безопасность. Наиболее эффективный из них – это участие в военно-политических союзах или военных блоках с более сильными государствами, способными играть роль гаранта безопасности.
Для Беларуси – это Союзное государство и ОДКБ. В первую очередь – Союзное государство, с его региональной группировкой войск, тесным военным сотрудничеством с Россией и нарастающим количеством совместных мероприятий подготовки вооруженных сил.
Начав в 2000 году с совместных ротных тактических учений и участия офицеров России и Беларуси в отдельных мероприятиях боевой подготовки национальных вооруженных сил в качестве наблюдателей, к 2009 году союзные армии вышли на оперативно-стратегический уровень, проведя учение «Запад-2009». Можно сказать, что складывавшаяся обстановка диктовала свои условия и определила динамику развития сотрудничества.
В этом году будет проведено уже восьмое совместное учение такого уровня – «Запад-2021». К слову сказать, это мероприятие, как и предыдущие, также в полной мере учитывает особенности обстановки и характер современных военных угроз.
Рассказывая об этом учении 2 апреля, заместитель начальника белорусского генерального штаба – начальник главного оперативного управления генерал-майор Павел Муравейко отметил, что учение носит исключительно оборонительную направленность, рассматривает современные формы и способы применения войск. «Но не хочу, чтобы формировалась иллюзия. Мы изучаем и апробируем также наступательные действия, применение современных форм и методов борьбы против гибридных действий, рассматриваем вопросы информационного противоборства», – заявил он.
Немногим ранее, в конце марта, российский начальник генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов акцентировал внимание на том, что в ходе совместного стратегического учения «Запад-2021» будет проверена готовность вооружённых сил России и Беларуси к защите Союзного государства.
Подчеркивая важность предстоящего мероприятия, Валерий Герасимов отметил: «В условиях сложившейся военно-политической обстановки, а также новых вызовов и угроз мы рассматриваем обеспечение военной безопасности Союзного государства в числе своих приоритетных задач».
Владимир Вуячич
Свежие комментарии