На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    молодцы белоруссы, поучится нужноМоделирование бое...
  • Misha Glusch
    выжечь эту цыганскую вотчинуРумыния – южный б...
  • Александр Глущенко
    а почему не должно быть ?  👇 Даже у арабов естьОдиозный проект Биби

Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО

Постмайданная реальность на Украине, характеризовавшаяся в том числе и возросшей активностью националистических организаций, послужила триггером для национальных движений различных этнических групп. При этом с особой силой заявили о себе русинские, венгерские и румынские общины Закарпатья.

Несмотря на то, что после распада Советского Союза прошло уже достаточно много времени, проблемы Карпатского региона к моменту украинского госпереворота 2014 года не были решены.

В частности, русины официально считались «частью украинской нации», хотя исторически к этой нации и Украине они имеют мало отношения. В свою очередь, закарпатские венгры и румыны, вследствие ущемления их прав относительного родного языка и традиций, на протяжении многих лет (и до нынешнего момента) являются камнем преткновения в отношениях трёх стран – Украины, Венгрии и Румынии.

«Майдан» 2014 года привел к власти в Киеве сторонников ужесточения политики украинизации. Следует напомнить, что одним из первых шагов новых украинских властей стала отмена Верховной Радой закона «Об основах государственной языковой политики № 5029-VI» от 2012 года. Несмотря на то, что в последний момент под давлением Запада данное решение было отклонено, сама попытка оказала серьёзное влияние на настроения в Закарпатье и других регионах Украины, а также среди её стран-соседей (тем не менее, в 2018 году этот закон всё-таки отменили).

В сентябре 2017 г. на Украине был принят новый закон «Об образовании», устанавливающий ограничения на применение языков нацменьшинств, что привело к блокированию Венгрией попыток развития евроатлантического сотрудничества Киева. Например, 27 октября 2017 года Венгрия наложила вето на проведение саммита Украина-НАТО, а в следующем году Будапешт заблокировал заседание комиссии Украина-НАТО. Кроме того, венгерское правительство призвало к пересмотру условий поддержки Киева в сторону их ужесточения.

По мнению венгерских экспертов, языковая политика, проводимая Киевом с 2014 года, в целом существенно сократила права национальных меньшинств, в первую очередь – проживающих в Закарпатье. Несоответствие образовательного и языкового законодательства Украины положениям Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, по их мнению, создало опасный прецедент, который может привести к серьезным межнациональным конфликтам в разных частях Европы.

В 2020 году в ходе административно-территориальной реформы на Украине произошло укрупнение ряда районов, что затронуло интересы венгерской, румынской и болгарской диаспор. Их представители посчитали, что она была проведена с целью реструктуризации территорий с компактно проживающими национальными общинами. Причём таким образом, чтобы в них не было одной доминирующей национальности.

В связи с этим парламенты Венгрии, Румынии и Болгарии приняли заявления о нарушении прав национальных общин на Украине. В частности, болгарские парламентарии отметили, что «поддержка Болгарией вступления Украины в Европейский союз и НAТO оказалась под вопросом, поскольку Киев нарушает Европейскую хартию местного самоуправления и Рамочную конвенцию Совета Европы». Ожидаемо в ответ на это украинский МИД выразил протест.

Помимо всего прочего, серьёзным препятствием для налаживания Киевом хороших отношений с закарпатскими нацменьшинствами и их «кураторами» являются экономические проблемы региона и отсутствие чёткой социально-экономической стратегии у руководства страны. В своё время Украина и её соседи увязывали перспективы развития Закарпатья с международной кооперацией. Так, ещё в далёком 1993 году Украиной, Венгрией и Польшей был образован «Еврорегион Карпаты». Вскоре в проект, целью которого было развитие межгосударственной транспортно-логистической системы, вошли Румыния и Словакия. Однако стороны так и не смогли разработать необходимую договорно-правовую базу, и большая часть идей осталась на уровне концепции.

Ещё один вариант развития Закарпатского региона некоторые экономисты и представители местного бизнеса видели в создании специальной экономической зоны, но данная идея подверглась критике украинских националистов как потенциально способствующая росту сепаратистских настроений. Тем не менее, в 1999 году была всё же создана специальная экономическая зона на территории Мукачевского и Ужгородского районов, но её потенциал был слишком мал для серьёзного социально-экономического прогресса, чему мешало также отсутствие последовательной стратегии со стороны самого Киева.

Таким образом, специфика региона, сильная зависимость украинского политического руководства от западных партнеров, а также отсутствие реальных возможностей разобщения национальных общин Закарпатья, поддерживаемых дотациями от заинтересованных стран, поставили украинские власти в тупик, лучшим выходом из которого был бы пересмотр ряда положений языкового и образовательного законодательства, а также эффективная экономическая политика в регионе. Но подобные идеи неизменно наталкиваются на сопротивление националистического крыла украинских политических элит.

С началом специальной военной операции на существующие проблемы Закарпатья наслоились вопросы всестороннего обеспечения боевых действий, в том числе и комплектования мобилизационными ресурсами воюющей группировки ВСУ. Ещё в начале прошлого года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто указывал на то, что проживающие в Закарпатье этнические венгры подвергаются «жёсткой» мобилизации в украинскую армию и многие из них погибают. На страницах провластной венгерской газеты Magyar Nemzet в то время отмечалось: «Практически ни один день не проходит без некрологов о погибших из Закарпатья». Также сообщалось, что морги в области переполнены трупами военных, а администрация больниц по указанию руководства ВСУ специально задерживает выдачу тел, чтобы скрыть реальные масштабы потерь.

В свою очередь, российский политолог Алексей Кочетков также отмечал, что с началом российской спецоперации венгров безосновательно в массовом порядке призывали в украинскую армию. «Их бросали в самое пекло, были очень большие потери среди венгерского населения. Сейчас там пытаются провести насильственную мобилизацию венгров, это вызывает не просто скандалы, это вызывает серьезные протесты и со стороны Будапешта, потому что таким образом нацисты пытаются зачистить местное венгерское население», – откровенно высказывался эксперт. Логично предположить, что не только венгерская община региона подверглась завуалированному геноциду – с высокой долей вероятности можно полагать, что и остальные нацменьшинства Закарпатья оказались в аналогичном положении.

Следствием бездумного продолжения киевским режимом политики всеобщей украинизации (несмотря на закон о национальных меньшинствах, принятый в 2022 году, и поправкам к нему от 2023 года, утверждённым под давлением Венецианской комиссии), а также по-прежнему отсутствующей внятной экономической программы в регионе, стало укрепившееся неприятие всей центральной киевской власти и её представителей со стороны нацменьшинств Закарпатья.

Уверенность в том, что надеяться нужно только на свои силы и действенную поддержку от соответствующих сопредельных стран, привели к завершению формирования сепаратистских взглядов в среде малых этносов Закарпатья. Причём реализацию своих устремлений в политико-географическом отношении регион начал с установления «экономической самостоятельности».

В настоящее время для многих жителей приграничных районов Закарпатья, где присутствуют высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни, челночный бизнес по-прежнему остается одной из важных сфер занятости. Основными движущими силами «трансграничного взаимодействия» в регионе остаются выгоды использования перепадов цен на товары и услуги в сопредельных странах и этнокультурная близость населения, проживающего по обе стороны границы. Сейчас Закарпатье славится мощными позициями контрабандистов и прочей мафии, на которую в Киеве рычагов воздействия нет.

Вместе с тем, центральная украинская власть, прикрываясь планами «по переносу части бизнеса на западные территории», якобы в интересах быстрого развития регионов, создаёт условия для передачи Закарпатья на откуп западным корпорациям, как впрочем, и всю Западную Украину. «Однозначно, Закарпатье станет одним из драйверов развития для всей Украины, экономического и социального роста», – так заявлял Зеленский летом прошлого года.

Сейчас же, по имеющейся информации, в западных областях Украины, в том числе и в Закарпатье, планируется начать стройку трёх крупных военных объектов. Предполагается, что их строительство будут вести дочерние компании Rheinmetall. Причём, из-за нехватки местных рабочих на Украине, компании Strabag, PORR Group, Skanska привезут своих собственных специалистов. Немцы и австрийцы обычно не стремятся ехать туда, где стреляют, в отличие от выходцев из Турции, которые могут проявить больший интерес к возможности хорошо заработать.

Владимир Вуячич

Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх