На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    молодцы белоруссы, поучится нужноМоделирование бое...
  • Misha Glusch
    выжечь эту цыганскую вотчинуРумыния – южный б...
  • Александр Глущенко
    а почему не должно быть ?  👇 Даже у арабов естьОдиозный проект Биби

США помогут России забрать у Литвы белорусский транзит

Возобновление американских санкций против девяти белорусских предприятий грозит ударить по Клайпедскому порту

Возобновление американских санкций против девяти белорусских предприятий грозит ударить по Клайпедскому порту. Такими опасениями поделились директор морской гавани Альгис Латакас и президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотас Шилейка.

Прибалтийская республика уже теряет транзит белорусских грузов, и недавнее решение Госдепа США обещает ускорить этот процесс.

Американские санкции против белорусских предприятий (ОАО «Белшина», «ГродноАзот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк-Стекловолокно», «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и «Белнефтехим США») были введены в 2006 году. Предпосылки для их отмены возникли после победы «майдана» на Украине, когда Лукашенко из «последнего диктатора Европы» временно переквалифицировали в «голубя мира».

Именно в Минске были заключены и первые, и вторые мирные договоренности по Донбассу. Чуть позже «Батька» помиловал и велел освободить всех известных политических заключенных в стране, включая экс-кандидата в президенты Николая Статкевича. На Западе это оценили. В связи с «определенным прогрессом в сфере демократии и прав человека» действие американских санкций против Беларуси в 2015 году было приостановлено.

Минфин США выпустил лицензию, которая позволяла взаимодействовать с предприятиями из «черного списка». С тех пор ее действие ежегодно продлевается.

Однако формально санкции против белорусских компаний Вашингтон не отменял, давая понять, что их в любой момент можно «разморозить».

Такой момент наступил после прошлогоднего переизбрания Лукашенко. Действие нынешней лицензии вот-вот закончится, и руководитель пресс-службы Госдепа Нед Прайс дал понять, что продлевать ее американцы не намерены.

«Госдепартамент не в состоянии рекомендовать еще одно продление. Особенно в свете мнения Конгресса, выраженного в законе о суверенитете и демократии Беларуси от 2020 года. Текущие продления закончатся 26 апреля», — сообщил Прайс.

Ситуация окончательно прояснилась 19 апреля: американское Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) отозвало старую белорусскую лицензию и выпустило новую. Она устанавливает 45-дневный период «сворачивания определенных сделок с участием девяти санкционированных белорусских государственных организаций и организаций, в которых они владеют 50-процентной или более долей участия».

Эта новость, похоже, не на шутку встревожила директора Клайпедского порта Альгиса Латакаса. Он полагает, что решение американского Минфина отразится и на работе транзитной отрасли Литвы.

«Сказать, что это не повлияет, было бы неправильно. Видимо, повлияет, но мы будем видеть это в цифрах и деньгах, потому что период этого меморандума — до 3 июня, так что, видимо, в конце июня, в июле можно будет сказать, какое влияние оказано», — заявил Латакас.

Его опасения разделяет президент Литовской ассоциации погрузочных компаний Вайдотас Шилейка: «Надеюсь, что особенно больших потрясений в ближайшее время не произойдет, но если санкции вступят в силу и начнут действовать, мы увидим это только спустя определенное время, и сейчас трудно прогнозировать, какие потери могут быть у Клайпедского порта».

Возникает вопрос: как вообще Литва может пострадать от того, что американским компаниям будет запрещено взаимодействовать с белорусскими? Но в том-то и дело, что правоприменительная практика американских санкций с 2015 года изменилась. Сегодня под горячую руку «дяди Сэма» могут попасть даже те фирмы, которые не работают в юрисдикции Соединенных Штатов.

Санкции — это инструмент внесудебной расправы над политическими или экономическими конкурентами. И применять их можно так, как угодно.

Сами американцы наглядно демонстрируют это на примере «Северного потока — 2». Прошлым летом Государственный департамент Соединенных Штатов утвердил обновленное публичное руководство по применению санкций против российских экспортных газопроводов. Оно гласит, что ограничения могут быть наложены даже на те компании, которые вошли в проект «Северного потока — 2» до 2 августа 2017 года, когда был принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций».

«Это прямое предупреждение компаниям, которые способствуют реализации морских проектов влияния России. Убирайтесь сейчас, или вы рискуете столкнуться с последствиями», — заявил тогда Майк Помпео.

Закон обратной силы не имеет? Имеет, если это американский закон.

США абсолютно не задумываются о соблюдении норм международного права, размахивая санкционной дубинкой. Поэтому в Литве опасаются, что их тоже заденет.

А вдруг американцы велят Литве вообще не обслуживать грузы «Белнефтехима», «Гродно Азота» и других компаний? Или же сами предприятия Клайпедского порта не захотят иметь дело с белорусами, чтобы не нарваться на неприятности. Как известно, против европейских партнеров «Газпрома» санкции не вводились, но они все равно дружно выходили из «Северного потока — 2».

Не стоит упускать из виду еще один важный момент: санкции направлены на нанесение экономического ущерба. Исходя из логики американцев, белорусские компании должны сократить объемы экспорта. Сократятся объемы экспорта — сократятся объемы транзита грузов по территории Литвы. Как говорится, лес рубят — щепки летят.

«Щепками» в данном случае могут оказаться финансово-экономические показатели Клайпедского порта и «Литовской железной дороги».

Этого добиваются консерваторы-«ландсбергисты», когда твердят о необходимости введения новых санкций против режима Лукашенко?

Латакас и Шилейка пока не знают, как будут работать санкции против Беларуси. Никто не знает. Но у Литвы есть возможность избавиться от гнетущего чувства неопределенности и объявить, что она вслед за Вашингтоном вводит ограничения против Беларуси.

В конце концов, как можно обрабатывать в Клайпедском порту грузы компаний, которые Минфин США внес в «черный список»? Где же знаменитая «трансатлантическая солидарность»?

В любом случае, когда у белорусских грузоотправителей в Клайпедском порту возникнут проблемы, они будут знать, куда идти. Двери российской Усть-Луги для них открыты.

Здесь никому и в голову не придет выполнять санкционные прихоти американского Минфина.

Алексей Ильяшевич

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх