Международник-политолог Парвиз Мамадов полагает, что «размещение войск США на территории Центральной Азии маловероятно, у стран региона отсутствует интерес к этому»
Страны Центральной Азии оказались в сложной ситуации из-за долговременного присутствия внешних акторов в регионе, приходится вести многовекторную внешнюю политику в треугольнике Китай — Россия — США.
Пятёрке стран ЦА следует активизировать регионализацию и укрепить стратегическое сотрудничество, констатировал в интервью EADaily политолог-международник Парвиз Мамадов.Международник также полагает, что «размещение войск США на территории Центральной Азии маловероятно, у стран региона отсутствует интерес к этому».
— Расскажите, пожалуйста, об отношениях Афганистана с соседними государствами.
— Региональная политика Республики Таджикистан построена на основе добрососедского, взаимовыгодного сотрудничества со всеми внешними игроками. В последние три года республика стала выстраивать более конструктивное сотрудничество с Узбекистаном, до этого отношения двух стран оставляли желать лучшего. Есть нерешённые проблемы делимитации границ с Киргизией, но постепенно идёт процесс нормализации отношений на основе взаимного уважения суверенитета двух стран.
С Исламской Республикой Афганистан (ИРА) труднее, талибы (движение «Талибан», запрещено в России) активизируются на севере Афганистана, где он граничит с Таджикистаном, и протяжённость общей границы превышает 1,3 тыс. км. Кроме того, остаётся актуальной проблема наркотрафика, что является одной из главных угроз стабильности и развитию сотрудничества между двумя странами.
Китай и Россия — основные игроки в регионе, отношения сторонами определяются как стратегическое партнёрство. Отношения Таджикистана с Россией в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС носят союзнический характер и отвечают интересам национальной безопасности РТ.
Страны Центральной Азии оказались в сложной ситуации из-за долговременного присутствия внешних акторов в регионе, приходится вести многовекторную внешнюю политику в треугольнике Китай — Россия — США. Республики участвуют во всех региональных проектах указанных сверхдержав, интересы которых противоречат друг другу. При этом существуют интересы и региональных держав, той же Турции, которая стремится к господству в тюркском мире, и Ирана, имеющего исторические и культурные связи с Афганистаном и Таджикистаном. Пятёрке стран ЦА следует активизировать регионализацию и укрепить стратегическое сотрудничество.
— Афганистан и Казахстан на днях подписали соглашение о военном сотрудничестве. Какими будут реакция на соглашение и планы Кабула и Нур-Султана в странах ЦА?
— В контексте вывода американских войск ожидается эскалация внутриафганского конфликта, а также усиление напряжённости во всей Центральной Азии. Поэтому военное сотрудничество с другими странами, особенно с государствами — членами ОДКБ, носит благоприятный характер для безопасности и стабильности в регионе.
Много лет на повестке ОДКБ стоит вопрос Афганистана, и недавние события стимулировали страны региона активизировать усилия для сотрудничества в области безопасности и борьбы с терроризмом. На мой взгляд, соглашение о военном сотрудничестве Казахстана и Афганистана заложит фундамент интеграции и долгосрочного сотрудничества Афганистана со странами Центральной Азии.
— Войска США после длительной дислокации покидают Афганистан. Вы допускаете, что новым адресом американских войск может стать одна из стран Центральной Азии? Возможно, Узбекистан или Таджикистан?
— Очевидно, что США предложат странам ЦА, особенно тем, которые граничат с Афганистаном, открыть свою базу для геополитического баланса и рычага влияния Америки после вывода войск из ИРА. По моему мнению, страны не согласятся. Таджикистан и Киргизия входят в ОДКБ и ШОС и являются союзниками Кремля. Узбекистан подчинён духу нейтралитета: с 2012 года концепция внешнеполитической деятельности Узбекистана не позволяет размещать зарубежные войска в республике, а также участвовать в каких-либо конфликтах и военно-политических блоках.
Военное сотрудничество между Казахстаном и Афганистаном отвечает национальной безопасности Афганистана и всего региона. А размещение войск США на территории стран ЦА маловероятно, так как у стран региона отсутствует интерес к этому.
— Хотя страны ЦА сотрудничают и имеют на сегодня неплохие отношения с Америкой, жители Центральной Азии опасаются размещения на их территории американских военных баз. С чем это связано?
— На мой взгляд, люди опасаются дестабилизации и формирования очага напряжённости в регионе. Население региона благосклонно относится ко всем странам и ведёт многовекторную политику. По всей видимости, жители стран ЦА опасаются оказаться на линии огня противостояния крупных держав и предпочитают стабильную обстановку, интеграцию в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС.
В течение долгого времени страны ЦА находились в тени мировой политики. Пятёрке стран региона следует активизировать политику регионализации для стратегического сотрудничества и усилить развитие диалога в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС.
Хотел бы озвучить вывод: региональная политика Таджикистана основывается на концепции водно-энергетического сотрудничества, борьбы против терроризма и наркотрафика. Я искренне надеюсь, что в регионе ситуация с конфликтами улучшится и воцарится понимание между государствами. Начавшийся диалог между США с Россией — диалог двух ядерных держав — также способствует стабилизации ситуации в ЦА.
Светлана Мамий
Подписывайтесь на «Военно-политическое обозрение» в Telegram и Twitter!
Свежие комментарии