На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    молодцы белоруссы, поучится нужноМоделирование бое...
  • Misha Glusch
    выжечь эту цыганскую вотчинуРумыния – южный б...
  • Александр Глущенко
    а почему не должно быть ?  👇 Даже у арабов естьОдиозный проект Биби

«Демоны» снова в небе Европы: очередная ротация вертолетной бригады США

Как отметил глава белорусского Генштаба на заседании Военного комитете ОДКБ 14 апреля, активность НАТО в Восточной Европе не думает затухать

Как отметил глава белорусского Генштаба на заседании Военного комитете ОДКБ 14 апреля, активность НАТО в Восточной Европе не думает затухать. Так, отмечены «развертывание разведывательных центров и центров перевозок, совершенствование объектов военной инфраструктуры, в том числе по приему контингентов».

1 апреля произошла очередная смена одного из американских «караулов» в Европе. В Иллесхайме (Бавария) 101-я боевая авиационная бригада 101-й воздушно-десантной дивизии официально передала свои полномочия 1-й боевой авиационной бригаде 1-й пехотной дивизии, прибывшей в Европу по ротации на девять месяцев. Что представляют собой американские боевые авиационные бригады, какова история их европейских ротаций и чем нынешняя отличается от предыдущих, рассказывает главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им. И.Канта Юрий Зверев.

Что такое американские боевые авиационные бригады?


Боевые авиационные бригады (Combat Aviation Brigade / CAB) в нынешнем виде появились в Сухопутных войсках (Армии) США в рамках плана их модернизации и реорганизации по модульному принципу, который начал реализовываться в 2006 г. Первоначально боевые авиационные бригады делились на четыре типа: тяжелая, средняя, легкая и экспедиционная. Но затем все двенадцать CAB в регулярной Армии США (одиннадцать из них входят в состав одной из дивизий и одна (12-я в Германии) является отдельной) начиная с 2010 г. свели к одному типу многоцелевых бригад или бригад «полного спектра». Каждая такая боевая авиационная бригада обычно состоит из:

1) управления бригады (штаб и штабная рота (HHC));

2) трех вертолетных батальонов[1]:

● ударно-разведывательного (ARB) (24 ударных вертолета AH-64D/E Apache);

● штурмового вертолетного (AHB) (30 многоцелевых вертолетов UH-60M Black Hawk);

● авиационного общей поддержки (GSAB) (8 многоцелевых вертолетов UH-60L Black Hawk, 15 медицинских вертолетов HH-60M и 12 тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47F Chinook);

3) ударно-разведывательной эскадрильи (ARS), которая также является частью кавалерийского полка дивизии (24 ударных вертолета AH-64D/E Apache);

4) батальона тылового обеспечения (ASB).

Помимо этого боевые авиационные бригады, отличающиеся по своей структуре и боевому составу от бригад регулярной Армии, есть в Сухопутных войсках Национальной гвардии США и в резерве Сухопутных войск. Но поскольку они не участвуют в ротациях в Европе, я на них останавливаться не буду.

Численность личного состава бригады – около 3 тыс. военнослужащих. Главной ударной силой являются вертолеты AH-64D/E Apache, по традиции названные в честь одного из индейских народов. Более старая модификация AH-64D, которую еще называют AH-64D Apache Longbow («Длинный лук»), оснащена РЛС миллиметрового диапазона в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта, позволяющей вертолету обнаруживать цели, находясь при этом за препятствиями (к примеру, за холмами, зданиями или деревьями). Часть вертолетов AH-64D будет модернизирована до более новой модификации AH-64E, известной также как Apache Guardian («Страж»), еще сотни вертолетов AH-64D, не подлежащих модернизации, будут утилизированы в 2022–2027 гг.

Модификация AH-64E оснащена более мощными двигателями, а лопасти ее винта выполнены из композиционных материалов. Значительно улучшена бортовая электроника (авионика). AН-64E получил возможность управлять беспилотными летательными аппаратами RQ-7 Shadow или MQ-1C Gray Eagle.

Вертолеты AH-64 обеих модификаций вооружены 30-мм автоматической пушкой M230 с боекомплектом 1200 снарядов, а также ракетами (это либо 16 противотанковых ракет AGM-114 Hellfire[2] («Адское пламя») с полуактивным лазерным или активным радиолокационным наведением, каждая из которых способна уничтожить танк, либо «смесь» из 8 ракет Hellfire и 38 неуправляемых ракет Hydra 70 калибра 70-мм либо 76 ракет Hydra 70).

Многоцелевые вертолеты UH-60L/M Black Hawk («Черный ястреб») были названы в честь военного вождя индейского племени сауков и получили широкую известность после выхода голливудского фильма режиссера Ридли Скотта «Падение «Черного ястреба» об американской военной операции в Могадишо (Сомали) в октябре 1993 г. Тогда американцы потеряли от огня с земли два вертолета MH-60 Black Hawk[3] 160-го авиаполка специального назначения.

Вертолет UH-60 может перевозить 11 военнослужащих с вооружением (одно отделение) или 1,2 т других грузов в грузовой кабине либо 4,1 т грузов на внешней подвеске. В дверях кабины вертолета могут размещаться два пулемета M240 калибра 7,62-мм или два шестиствольных пулемета M134 Minigun калибра 7,62-мм или два трехствольных пулемета GAU-19 калибра 12,7-мм. На четырех узлах внешней подвески вертолет может нести около 4,5 т боевой нагрузки: до 16 управляемых противотанковых ракет Hellfire, или до 8 ракет класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger, или до 76 неуправляемых ракет Hydra 70, или контейнеры с пулеметами и авиационными пушками калибра 7,62/12,7/20/30 мм, или контейнеры системы дистанционного минирования M136 Volcano, или различные комбинации указанного вооружения.

Усовершенствованный медицинский вариант вертолета Black Hawk HH-60M предназначен для эвакуации раненых (до 6 лежачих).

Тяжелый военно-транспортный вертолет CH-47F Chinook, названный в честь одного из индейских народов северо-запада США, представляет собой «летающий вагон», выполненный по продольной схеме с двумя несущими винтами (передним и задним). Он может перевозить от 33 до 55 военнослужащих или почти 11 т грузов. Вооружение составляют три пулемета M240 калибра 7,62-мм (2 в дверях и 1 на рампе)[4].

При максимальной загрузке все вертолеты бригады могут залпом выпустить 1376 управляемых противотанковых ракет Hellfire[5], и делают ее весьма внушительным и, что важно, маневренным военным формированием. Или она может одномоментно высадить посадочным способом почти до 1100 военнослужащих (что эквивалентно примерно двум общевойсковым батальонам (без техники)).

История ротаций американских CAB в Европе


Ротации американских боевых авиационных бригад в Европе в рамках операции Atlantic Resolve («Атлантическая решимость») стартовали в феврале-марте 2017 г. И хотя начались они уже при президенте Дональде Трампе, решение о таких ротациях было принято еще администрацией президента Барака Обамы, вице-президентом у которого был нынешний президент Джо Байден, в 2016 г. Так что президент от демократов проводит первую из ротаций войск США в Европе, задуманных при демократах, но до этого реализовывавшихся республиканцами (см. таб.).

зверев табл.png

Таблица 1. Ротации боевых авиационных бригад (CAB) США в Европе.

Каждая бригада прибывала в Европу на девять месяцев. В ее составе в Европу направлялись штурмовой батальон (AHB), батальон общей поддержки (GSAB), ударно-разведывательный батальон (ARB) или ударно-разведывательная эскадрилья (ARS)[6].

Вертолеты и боевая техника доставлялись в Европу морем через порты Бремерхафен (Германия) (1-я ротация), Зебрюгге (Бельгия) (2-я, 4-я и 5-я ротации), Роттердам (Нидерланды) (3-я ротация), Волос (Греция (5-я ротация), Ла-Рошель (Франция) и Александруполис (Греция (6-я ротация). Часть вертолетов доставлялась в Германию на военно-транспортных самолетах. Основная часть личного состава доставлялась в Европу по воздуху и частично по морю.

Из портов Западной Европы вертолеты с дозаправками перелетали в южную Германию, где ротационная боевая бригада дислоцировалась (в Ансбахе и Иллесхайме, земля Бавария). Оттуда часть вертолетов перелетала на передовые базы в Польше (Повидз), Латвии (Лиелварде) и Румынии (авиабаза «Михаил Когэлничану» около Констанцы). В 1-ю, а также 5-ю и 6-ю ротации часть вертолетов доставлялись и в Южную Европу (в Грецию). Некоторые из них оставались в Греции на военно-воздушной базе Стефановикио (начиная с 5-й ротации), а остальные потом перелетали в Румынию на авиабазу «Михаил Когэлничану».

Назад в США вертолеты и техника боевых авиационных бригад отправлялись через порты Роттердам (Нидерланды) (1-я, 3-6 ротации) и Зебрюгге (Бельгия) (2-я ротация).

Чем примечательна нынешняя ротация


В ходе нынешней 7-й ротации в Европу впервые вернулась боевая авиационная бригада, уже там побывавшая. Это 1-я CAB 1-й пехотной дивизии («Бригада Демонов» / «Demon Brigade»), которая побывала здесь в ходе 4-й ротации с февраля по ноябрь 2019 г. Об истории этой бригады я уже рассказывал в материале, посвященном этой ротации. Официально было сообщено, что в составе бригады в Европу отправится 1800 человек личного состава, 85 вертолетов (25 ударных AH-64 Apache, 50 многоцелевых и медицинских UH-60 и HH-60 Black Hawk, 10 тяжелых военно-транспортных СР-47 Chinook), а также 1800 единиц колесных машин и другого военного оборудования.

В этот раз вертолеты и другая военная техника 1-й CAB снова отправились в Европу из техасского порта Бомонт 8 февраля 2021 г. Этот порт участвовал также в 3-ю и 4-ю ротации боевых авиационных бригад. Для перевозки традиционно использовался ролкер[7] Endurance компании American Roll-on Roll-off Carrier (ARC), который принял участие во всех семи ротациях боевых авиационных бригад США в Европе.

Для доставки вертолетов и другой военной техники вновь, как и в предыдущую ротацию, были использованы порты Франции и Греции, но логистическую схему изменили. В 6-ю ротацию вертолеты сначала выгрузили во Франции (в порту Ла-Рошель), а затем, оставшиеся, – в Греции (в порту Александруполис). Во время 7-й ротации судно Endurance сначала прибыло в Александруполис (24 февраля 2021 г.), где по данным споттеров[8] было выгружено 29 вертолетов (26 многоцелевых UH-60M и 3 медицинских HH–60M) из состава 3-го штурмового вертолетного батальона 1-го авиационного полка («Nightmare»). И лишь потом ролкер отправился из Греции во Францию. 6 марта 2021 г. он пришвартовался в порту Дюнкерк, где с него выгрузили оставшиеся 56 вертолетов (24 ударных AH-64E, 8 многоцелевых UH-60L, 12 медицинских HH-60M и 12 тяжелых военно-транспортных CH-47F) 1-го ударно-разведывательного батальона 1-го авиационного полка («Gunfighters») и 2-го авиационного батальона общей поддержки 1-го авиационного полка («Fighting Eagles»)[9], 512 контейнеров и 200 грузовиков, а также 350 американских военнослужащих.

Таким образом, если верить данным, приведенным на голландском авиационном ресурсе Scramble, всего в составе 1-й CAB в Европу прибыло 85 вертолетов (24 ударных AH-64E, 26 многоцелевых UH-60M, 8 многоцелевых UH-60L, 15 медицинских HH-60M и 12 тяжелых военно-транспортных CH-47F). Это соответствует общей цифре из официального пресс-релиза Командования Вооруженных сил США в Европе и Африке, но несколько отличается по составу моделей вертолетов.

Интересно, что второй раз подряд в логистическом обеспечении доставки американских вертолетов в Европу принимает участие Франция (операция «Mousquetaire» / «Мушкетер»), на территории которой американские войска не появлялись до этого уже очень давно. После выхода Франции в 1966 г. из военной части НАТО с территории страны были, как известно, выведены все иностранные войска. В 2009 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО и, как мы видим, на ее территории вновь стали появляться американские войска – для транзита в Германию.

Все вертолеты, выгруженные в Александруполисе (официально около 30), с 24 февраля по 3 марта 2021 г. перелетели на авиабазу «Михаил Когэлничану» в Румынии. Затем с 12 по 16 марта около 10 из них отбыли из Румынии через Словакию, Польшу и Литву на авиабазу Лиелварде (Латвия). Такой маршрут для переброски американских вертолетов в Латвию был отработан впервые за все время ротаций. До этого они доставлялись в эту страну по воздуху на тяжелых военно-транспортных самолетах или перелетали из Германии через Польшу и Литву.

Вертолеты, выгруженные в Дюнкерке, с 8 по 19 марта перелетели через аэропорт Кале-Дюнкерк в городе Марк в Германию. Затем около шести вертолетов AH-64 1-й CAB были замечены 24 марта 2021 г. на польской авиабазе Повидз. Сообщалось, что они летели в Латвию. Информации об их прибытии и о том, останутся ли они в Латвии или прилетали туда на учения, пока нет.

Таким образом, хотя ротации американских войск в Европе идут уже пятый год и превратились в рутину, привлекая все меньше внимания, каждая из них несет что-то новое. Американские военные планировщики не зря едят свой хлеб, отрабатывая как новые маршруты доставки бригад в Европу, так и различные варианты их дислокации и боевого применения. Уверен, что и их российские и белорусские коллеги тоже не сидят без дела и внимательно отслеживают действия американцев и готовят меры возможного противодействия им. Древнеримское выражение Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира – готовься к войне») все еще актуально.

Юрий Зверев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх