И в Ереване, и в Баку находят свои оправдания затягивающемуся процессу выполнения взаимных обязательств
Военное противостояние в Нагорном Карабахе закончилось, и, казалось бы, совсем недавно остро конфликтующие стороны должны были уже приступить к реализации подписанных при посредничестве России трехсторонних заявлений.
Однако и в Ереване, и в Баку находят свои оправдания затягивающемуся процессу выполнения взаимных обязательств. В том числе выгодного и нужного и Армении, и Азербайджану обязательства по разблокировке всех коммуникаций, сообщение по которым было прервано в конце прошлого века из-за кровопролитной 30-летней войны. И дело здесь не только в состоянии разрушенной в результате боев, влияния времени, либо разграбленной инфраструктуры. Но и в подходе сторон к вопросу, какие конкретно коммуникации они должны разблокировать и чему последние должны служить.В первом совместном заявлении президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении от 9 ноября 2020 года, которое и положило конец «второй карабахской войне», есть четкая запись: «Разблокируются все экономические и транспортные связи региона. Контроль за транспортным сообщением осуществляется в том числе при содействии органов Пограничной службы России».
Тема получила дальнейшее развитие уже в январе 2021 года, когда главы России, Азербайджана и Армении сделали очередное совместное заявление «по развитию ситуации в регионе». Согласно этому документу, с целью реализации экономических и инфраструктурных проектов было решено создать рабочую группу с участием вице-премьеров правительств трех стран, которая, в свою очередь, обязывалась сформировать подгруппы экспертов для разработки конкретных планов по восстановлению транспортной инфраструктуры и развитию экономики региона.
Несмотря на принятые решения и заявления, тема разблокировки транспортных коммуникаций явно тормозится, и в очередной раз этот вопрос был рассмотрен на недавней встрече президента России с президентом Азербайджана и премьером Армении в Сочи в конце ноября.
«Мы очень подробно говорили о вопросах экономического характера, о развитии экономических связей, и прежде всего в качестве первого шага говорили о разблокировании транспортных коридоров. Это касается и железной дороги, это касается и автомобильного сообщения», – заявил по итогам сочинской встречи Владимир Путин. Он выразил надежду, что вице-премьеры трех стран, которые работают над эти вопросом, соберутся в Москве на следующей неделе и подведут некоторые итоги.
Встреча состоялась 1 декабря, но армянской и азербайджанской стороне достичь договоренностей так и не удалось. Баку заявляет о необходимости задействования так называемого Зангезурского коридора, который рассматривает как кратчайший путь между Азербайджаном и Нахичеванской автономной республикой. Ереван же считает, что формат «коридора» этому маршруту не соответствует и принцип экстерриториальности к нему не применим, так как он проходит по территории Армении и должен полностью контролироваться армянской стороной. В Ереване настаивают на разблокировке всех путей сообщения и ссылаются при этом на подписанные при посредничестве России совместные заявления.
Официальный Баку и азербайджанские аналитики, говоря о необходимости открытия Зангезурского коридора, делают акцент на том, что его задействование будет иметь общерегиональное значение, то есть данный путь будет использоваться не только для связи между Азербайджаном и его автономией, но и между Арменией и Россией, а также между Россией, с одной стороны, и Турцией и Ираном – с другой. И если на восстановление железной дороги отводят как минимум 3-4 года, то возобновление автомобильного сообщения считают возможным уже в будущем году.
Свежие комментарии