Россия производит танки, Польша их считает — это больше, чем хочет сама купит у США
Считать российские танки любят по всему миру, особенно в странах, которые держат в уме тот факт, что этот бронированный кулак Москвы может и до них докатиться. Как, например, сейчас этой арифметикой занялись в Польше. Местное издание Defence24 насчитало в составе Вооруженных сил РФ около 3500 танков, 7300 боевых машин пехоты, 4500 бронетранспортёров и 4800 артиллерийских систем, миномётов и реактивных систем залпового огня.
Как ни странно, польские эксперты где-то близки к истине.Ранее американское издание We Are The Mighty со ссылкой на данные сайта Global Firepower указывало, что в российском арсенале находится примерно 22 тысячи танков. В 2020 году Международный институт стратегических исследований (штаб-квартира находится в Лондоне) насчитал в российской армии 12 950 танков. Отмечалось также, что по всему миру имеется в наличии примерно 73 000 танков разных модификаций, то есть четвёртая их часть у России.
Точную численность российских танков не назовёт даже начальник Генштаба Валерий Герасимов или главком Сухопутных войск Олег Салюков. По той причине, что многие танки находятся на хранении, на консервации, готовятся к модернизации и их учёт с точностью до одной боевой машины невозможен. Известно лишь, что танков в ВС РФ около 4 тысяч — тех, которые на ходу и стоят на вооружении армии. Большего по большому счёту и не нужно, речь здесь можно вести не о численности, а повышении боевых возможностей как совершенно новых, так и о модернизированных танках.
Так что польское издание в своих расчётах не особо ошиблось. Называет Defence24 и другие цифры, со ссылкой на открытые данные Минобороны России. А это более 90 танков Т-72Б3 и Т-72Б3М, около 80 танков Т-80БВМ с газотурбинным двигателем, около 70 танков Т-90Ь «Прорыв», которые российская армия получит в 2021 году. Среди пополнения также более 120 единиц БМП-3, свыше 280 модернизированных БМП-2 с боевым модулем «Бережок» и около 300 БТР-82АА и БТР-80АМ. «Как можно догадаться, в эти цифры не входят машины, предназначенные для морской пехоты (БМП-3Ф) и воздушно-десантных войск (БМД-4 и БТР-МДМ «Ракушка», — пишет издание, отмечая, что Сухопутные войска России по-прежнему являются одними из крупнейших в мире и по своим размерам сопоставимы только с соответствующими силами США и Китая.
Польша, к слову, свои танки тоже считает — в июле Варшава торжественно подтвердила принятие решения о закупке американских танков в количестве 250 единиц. Речь идёт о закупке довольно свежей модификации M1A2 Abrams SEPv3, которые в Польше позиционируют как самые современные танки, созданные для противостояния российской «Армате». Но это импорт брони, а не свои новые танки.
В составе Варшавского договора под эгидой СССР Польша была в особом статусе — новую технику сюда, на направление «главного удара» против Запада, поставляли регулярно, как и в ГДР — Восточную Германию. В том числе, и достаточно большое количество советских танков — на тот момент самых продвинутых средних танков Т-72, которым предопределялась задача добраться молниеносным броском едва ли не до берегов Ла-Манша, понятно, что во взаимодействии с танковыми подразделениями советских групп войск, располагавшихся как в самой Польше, так и в Германии, Чехословакии, и в Венгрии.
Собственно танк Т-72М1 и по сей день является основным танком польской армии — таких насчитывается 350 бронемашин в строю и ещё 200 находится в резерве. Есть также порядка 230 танков РТ-91 Twardy, который хотя и польского производства, но фактически является модификацией Т-72 в модифицированном варианте. Ударная танковая мощь Польши — немецкие танки «Леопард» (Leopard 2 и Leopard 2A4), численность которых оценивается в 142 машины). Несмотря на то, что «бронированный кулак» Варшавы является сильнейшим в Восточной Европе, он уже безнадёжно устарел и не способен противостоять той же России, за слабым исключением «Леопардов», большая часть из которых эксплуатировалась в Германии до 1990-х годов, а затем были проданы Польше.
Танки и сейчас нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3 и Т-72БЗМ, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Танки эти, несомненно, вполне успешные и конкурентно способные, однако их век уже постепенно уходит. Это неизбежность, точно также как были ранее сняты с вооружения легендарные Т-34, как потом отказались и от массово выпущенных Т-55, потом Т-62 и Т-64, которые имели множество модификаций.
— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новых и отличающихся бронемашины, — рассказывает военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель, с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации. Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направлений в танкостроении. Это танки серии Т-62−64, Т-72−90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.
Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США — «Абрамс», или в Германии — «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это всё те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств. У нас по такому пути развивается серия Т-72 — Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не всё так однозначно. Скорость для танка особо значения не имеет, скажем, 99 процентов пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае «Омсктрасмаша», где их производят. Это, по большому счёту, проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что-то новое с «нуля».
Одним из приоритетов в развитии отечественного танкостроения является унификация боевых машин. Это дешевле в эксплуатации, особенно в боевых условиях. У российских танков она в определенной степени присутствует. В первую очередь за счёт единого калибра вооружения, который сейчас приведён к единому — 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести стрельбу как снарядами, так и управляемыми ракетами. Есть заменяемость запчастей, Т-72 и Т-90 имеют схожую ремонтную базу. С турбореактивным двигателем Т-80 несколько сложнее, его проще отремонтировать при помощи деталей от вертолёта.
Если вернуться к танковому счёту, то статистика, упоминающая то 13 тысяч танков, то 22 тысячи, несколько лукавит. В расчёт можно брать лишь те боевые машины, которые находятся в активной эксплуатации. А их, повторимся, в Сухопутных войсках, Береговой охране, а теперь и в ВДВ насчитывается не более 4 тысяч. Да и чисто танковых полков в Вооруженных силах всего-то 12, плюс ещё две отдельных танковых бригады. Так что имеющегося количества танков российской армии вполне достаточно. Остальные — на хранении.
Свежие комментарии