На фоне старения и сокращения численности населения в европейских странах, Польша и Прибалтика старательно подсчитывают, сколько иностранцев приехало к ним за последние время, и как можно «эксплуатировать» их в экономике.
Необходимо отметить, что масштаб миграции белорусов возрос с августа 2020 года, и они стали второй по численности, после украинцев, группой релокантов в Польшу и страны Балтии.
Если проанализировать ситуацию, то становится очевидным, что Варшава и Вильнюс «пригрели», в основном, беглую оппозицию и использовали ее для пропаганды идеи «лучшей жизни» для белорусов на Западе. Это происходило на фоне обвинений Минска в нарушении прав и свобод, а также демократических принципов в стране.Наряду с этим, польское правительство реализовало в 2020-2023 годах визовую программу Business Harbour для привлечения вместе с семьями IT-специалистов и IT-компаний из Беларуси. В рамках программы выдавалась специальная виза, которая позволяла работать без необходимости получения разрешения, позволяла открывать бизнес и брать с собой ближайших членов семьи.
Однако гарантий трудоустройства эта виза не давала и многие релоканты, переехавшие по этой программе, остались в Польше без работы. Одна за одной, компании начали увольнять белорусских программистов. К примеру, крупнейшая IT-компания из Беларуси iTechArt быстро сократила штат своего польского офиса. Увольнения были неожиданными, иногда происходили «в течение нескольких дней». И таких случаев множество.
Надо сказать, что сегодня релокация, в Польшу для выходца из постсоветской республики достаточно дорогое удовольствие. По рассказам решившихся на этот шаг, на все про всё необходимо минимум 5 тыс. евро, при условии, что ты сразу по переезду найдешь работу.
Да, польское законодательство поощряет трудоустройство иностранцев, но они должны оставаться в стране легально и иметь трудовой договор. В действительности же, белорусам приходится сталкиваться с дискриминацией на рынке труда Польши. Быстро трудоустроиться сложно даже на низкооплачиваемую работу в качестве разнорабочих в логистику или строительство. Здесь приходится белорусам конкурировать с выходцами из Ближнего Востока и Африки, которые готовы трудиться за меньшие деньги. Работодатели, в свою очередь, не хотят легально оформлять иностранцев из-за языкового барьера, длительности получения разрешения на работу, налогов и еще ряда причин. Стоит подчеркнуть, что большая половина белорусов в Польше, как правило, работает на должности ниже своей квалификации, при этом часто без социальных гарантий и с зарплатой ниже, чем у местных граждан.
В условиях, когда молодежь соседних с Беларусью стран активно выезжает в Германию, Францию или США, очевидно, что власти на сопределах пытаются заполнить демографические ямы, в том числе за счет молодых трудоспособных белорусов.
Особенно интересно выглядит ситуация с намерениями, например, той же Польши увеличить численность вооруженных сил и привлечь, как можно больше граждан в систему гражданской обороны. Уже несколько лет Варшава не может реализовать концепцию как раз по демографическим причинам.
А в случае получения белорусом польского гражданства, он теоретически сможет быть призван на воинскую службу. При чем, в случае восстановления приостановленного в 2010 году призыва на срочную службу, о чем сейчас идут разговоры, это будет обязательным. Бесспорно, и то, что белорусам, которые получат вид на жительство или гражданство соседних стран даже если удастся избежать прохождения воинской службы, то вряд удатся избежать участия «в силах ополчения», причем и мужчинам, и женщинам.
В целом, выбор не велик: либо гнуть спину на пана либо идти служить за пана. Думается, что уезжая за лучшей жизнью, по призыву «беглой оппозиции» и западных элит, белорусы не так представляли себе свободу и демократию.
Сергей Острына
Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО.
Свежие комментарии