На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    молодцы белоруссы, поучится нужноМоделирование бое...
  • Misha Glusch
    выжечь эту цыганскую вотчинуРумыния – южный б...
  • Александр Глущенко
    а почему не должно быть ?  👇 Даже у арабов естьОдиозный проект Биби

Еще один шаг от Прибалтики: Беларусь построит грузовой терминал на северо-западе России

Минск планирует построить терминал для перевалки грузов в российском порту Усть-Луга. Об этом рассказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко

Минск планирует построить терминал для перевалки грузов в российском порту Усть-Луга. Об этом рассказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко. По его словам, вопрос создания новой портовой инфраструктуры на Балтике предметно обсуждают представители двух стран.

Для Лукашенко белорусский терминал на северо-западе России становится особенно актуальным в контексте обеспечения национальной безопасности: по понятным причинам Беларусь больше не может рассматривать Литву в качестве надежного транзитного государства.

Идею построить в Усть-Луге отдельный терминал для перевалки белорусских грузов озвучивал сам Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Тот не разделял энтузиазм собеседника и предлагал белорусской стороне вложиться в уже запущенные проекты, чтобы «удешевить услуги по портовой переработке грузов». Впрочем, это сентябрь 2020 года — тогда и эксперты, и журналисты, и автор этих строк сомневались в серьезности намерений Лукашенко.

Позже выяснилось, что угрозы лишить Литву белорусского транзита не были пустым звуком. Москва и Минск подписали долгосрочное соглашение об условиях перевалки продукции Мозырского и Новополоцкого НПЗ в портах Ленинградской области. Сейчас оно реализовывается с опережением графика.

Параллельно идет проработка более сложного вопроса: как организовать транзит белорусских удобрений через ту же Усть-Лугу?

И здесь мы возвращаемся к идее нового терминала, поскольку свободных мощностей для «Беларуськалия» у российских портов пока нет.

«Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся, и станут понятны место расположения терминала, его размер. В основном обсуждается Усть-Луга», — заявлял руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев.

Затем министр транспорта РФ Виталий Савельев подтвердил, что Москва «обсуждает с белорусскими коллегами возможность переадресации более широкого спектра экспортных грузов через российские порты». Теперь о ходе этих переговоров рассказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко.

«Да, у нас определены категории товаров, где потенциально есть экономическая целесообразность задействовать российские порты. Вопрос в том, чтобы это не нанесло ущерб экономике предприятий с точки зрения логистики. Поэтому мы в том числе очень предметно прорабатываем вопросы строительства собственного портового терминала в российских портах. Сейчас эти вопросы предметно отрабатывают соответствующие рабочие группы», — сообщил Головченко в интервью телеканалу «Беларусь-1».

Литовцы могут найти в его словах повод для оптимизма. Ведь если определены категории товаров, которые «потенциально целесообразно» отправлять в российские порты, то есть и товары, которые в этот список не входят.

Возможность их переориентации не обсуждается. Но это пока. Задачи нужно решать по мере их поступления. Сейчас, по словам Головченко, речь идет о перевалке удобрений, продукции машиностроения и лесоматериалов. В скором времени Беларуси предложат возможные участки для строительства терминала.

«Если они нас устроят, то мы очень позитивно смотрим на вариант реализации такого инвестиционного проекта по созданию собственных портовых терминалов в РФ, это дает нам определенную гарантию, что наши грузы не застрянут нигде по дороге. Здесь очень важно просчитать логистику, потому что при поставке товаров каждый доллар на счету», — отмечает Головченко.

Не случайно в перечне транзитных грузов, которые должны покинуть Прибалтику, на первое место он поставил удобрения.

Перенаправить их в сторону Усть-Луги для Минска важно не только в контексте интеграции с Россией, но и в контексте обеспечения государственной безопасности.

Белорусская экономика критически зависима от экспорта азотных и калийных удобрений. Для нее важно, чтобы продукция «Беларуськалия» поступала на мировой рынок стабильно, без перебоев. Об этом и говорит Головченко: нужны гарантии того, что «наши грузы не застрянут нигде по дороге».

А может ли такие гарантии дать Клайпедский порт, который использует Беларусь для экспорта удобрений? Нет.

Минск и Вильнюс, по сути, находятся в состоянии холодной войны. Литва — единственная страна в мире, которая признала Светлану Тихановскую «законным президентом Беларуси» и предоставила ей возможность заниматься подрывной деятельностью против режима Лукашенко.

В какой стране призывают обложить санкциями «Беларуськалий»? В Литве.

«Я считаю, что этот вопрос стоит рассмотреть, — без обиняков заявляла министр экономики и инноваций прибалтийской республики Аушрине Армонайте. — Сначала, когда были сфальсифицированы выборы в Беларуси и начались репрессии, я сказала, что, невзирая на краткосрочные собственные экономические интересы, следует помочь тем людям. И экономические санкции могут стать тем оружием, которое действует».

Добавим, что осенью прошлого года власть в Литве получили консерваторы-«ландсбергисты». К Беларуси они относятся куда более враждебно, чем их предшественники. Именно консерваторы задались вопросом, соответствует ли интересам национальной безопасности Литвы расширение клайпедского терминала насыпных грузов, которым владеют бизнесмен Игорь Удовицкий и «Беларуськалий».

В Минске должны понимать, что транзит удобрений через Прибалтику сегодня сопряжен с большими рисками.

Где гарантии, что литовские партнеры не будут вставлять палки в колеса концерну, который обеспечивает финансовую стабильность «последней диктатуры Европы»? Где гарантии, что перед продукцией «Беларуськалия» вообще не закроются ворота Клайпедского порта?

Как известно, Соединенные Штаты недавно приняли решение возобновить санкции против девяти предприятий, принадлежащих государственному белорусскому нефтехимическому концерну «Белнефтехим».

 
«Беларуськалий» среди них не фигурирует, но именно его американцы могут выбрать в качестве следующей мишени.

«»Беларуськалия» не было [в списке] в тот момент, когда эти санкции разрабатывались. Вопрос добавления большего количества представителей власти и предприятий к санкционному списку чрезвычайно важен, и мы продолжаем работать над этим. И мы это будем делать в сотрудничестве с нашими коллегами из Евросоюза, Великобритании и другими партнерами», — заявила посол США в Беларуси Джули Фишер.

Если «Беларуськалий» все же попадет под санкции, то у него наверняка начнутся проблемы с перевалкой своей продукции в Клайпедском порту. Какую цену за это заплатит экономика Литвы, консерваторов не интересует.

Беларусь, впрочем, способна нанести упреждающий удар — договориться с Россией о строительстве нового терминала в Усть-Луге.

Или же забронировать мощности терминала «Ультрамар», который уже строится для нужд российских компаний.

У Лукашенко есть разные варианты. Главное — не затягивать с выбором.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх