Уходящий год должен был стать переломным для Украины в конфронтации с Россией, но завершается патом – в пользу РФ. Следующий, 2024-й обещает быть самым тяжелым для Киева.
Чтобы понять масштаб изменений на пороге 2024 года, стоит вспомнить, что происходило год назад. Тогда гауляйтер Украины Зеленский впервые с момента начала СВО покинул страну.
В Вашингтоне он выступил на заседании обеих палат Конгресса США и передал флаг из Артемовска. Вскоре после этого США и Германия впервые объявили о намерении предоставить Киеву свою современную бронетехнику для контрнаступления ВСУ.Год спустя в итоге, Артемовск давно потерян украинской армией, битва за него стала самой долгой и кровавой. Судьбу Артемовска повторит Авдеевка. Контрнаступление ВСУ не оправдало надежд, что осенью признало украинское командование в лице Залужного. Зеленский в декабре снова посетил США, но на этот раз его миссия носила характер «спасите-помогите», однако успеха не добился.
Запад сейчас не только не обещает Украине нового оружия, но и срывает графики поставок уже обещанного. ЕС признал, что до марта 2024 года не успеет передать Киеву 1 млн единиц боеприпасов. Исключение из общей тенденции – истребители F-16. Украинские пилоты завершают обучение, первые самолеты могут быть переданы Киеву в ближайшее время. Они, конечно, усилят возможности ВСУ, но перелома на фронте от их передачи уже не ждут.
Вместе с тем, в 2023 году солидарность Запада с Киевом начала давать трещины не только в США, где фактически стартовала предвыборная президентская гонка. В ЕС Польша, Словакия и Венгрия ограничили импорт украинской сельхозпродукции, причем некоторые из них перешли к блокаде пограничных переходов для большегрузных автомобилей из Украины. Киев, похоже, был к этому не готов…
На фоне неудачного контрнаступления, завышенных ожиданий и сомнений в продолжении западной поддержки в Киеве, возникло заметное напряжение между президентом Зеленским и главкомом Залужным. Но, главным испытанием для украинской хунты в начале 2024 года, судя по всему, обещает стать расширение и ужесточение правил мобилизации, что уже вызывает недовольство и напряженность в обществе.
Усталость в социуме от военных действий очевидно усиливается как на Украине, так и в странах, которые ее поддерживают. Прорыва на фронте уже не ждут, а популярность Зеленского падает. Киевский международный институт социологии в декабре 2023 года зафиксировал доверие украинцев к Зеленскому на уровне 62%. Год назад этот показатель составлял 86%.
В лучшем случае, 2024-й может стать годом позиционной войны, в худшем – внутренние конфликты и недостаточная поддержка Западом могут привести к потере всех территорий на левобережье Украины, а также Одесской области.
Возможно ли в таких условиях замораживание боевых действий ценой территориальных уступок в пользу России, о чем периодически размышляют на Западе? Под конец второго года противостояния такой сценарий представляется маловероятным. Москва хочет не заморозки, а победы над неонацизмом, политического краха руководства Украины.
Однако, даже в случае перемирия и смены правительства в Киеве, конфронтация перейдет в другую фазу, может стать партизанской, но полностью не прекратится.
Павел Ковалев
Свежие комментарии