Компания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) планирует нарастить перевозки грузов из Турции, чтобы компенсировать снижение объемов белорусского транзита
Компания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) планирует нарастить перевозки грузов из Турции, чтобы компенсировать снижение объемов белорусского транзита. Этот вопрос обсуждался на недавнем заседании парламентского Комитета по экономике. О превращении Литвы в торговый мост между Турцией и Скандинавией грезила еще Даля Грибаускайте, но этим планам так и не суждено было сбыться. По всей видимости, литовский маршрут для турок оказался менее выгоден, чем тот, которым они пользуются по сей день.
«Есть большой поток грузов из Турции на скандинавский рынок, и теперь это идет по кругу, по морю вокруг всего материка и в Скандинавию», — рассказал на заседании парламентского комитета менеджер ЛЖД по международным отношениям Лауринас Бучалис. Почему же «это» идет по кругу и по морю, если может идти по прямой и по суше?
Руководство «Литовских железных дорог» приходит к выводу, что альтернативный маршрут обладает большим потенциалом. Нужно только проработать все детали и доказать его эффективность самим туркам.
Тогда переориентация белорусских грузов на порты Ленинградской области для Литвы пройдет безболезненно.
План Бучалиса (назовем его так) подоспел очень вовремя. Клайпедскому порту и ЛЖД пора ответить на вопрос, как жить в условиях падения транзитных потоков из соседней страны. Нефтепродукты из Литвы уже ушли — Лукашенко отправил их на российскую Балтику.
Теперь обсуждаются планы строительства отдельного терминала для перевалки белорусских удобрений. Не факт, что он появится, но есть еще терминал «Ультрамар», который прямо сейчас строится в Усть-Луге и через некоторое время будет готов сотрудничать с «Беларуськалием».
Если потеря нефтепродуктов для Клайпеды не смертельна, то без удобрений будет туго. На них приходится каждая пятая тонна грузов, которые обрабатываются в литовском порту.
Кстати, именно рост перевалки продукции «Беларуськалия» в первые месяцы этого года помог Литве компенсировать потерю нефтетранзита. Но что будет, если калий уйдет вслед за бензином, маслом и мазутом?
Прибалтийская республика не отчаивается. Уйдет Беларусь — придет Турция! Свято место пусто не бывает. По крайней мере, на это надеются менеджеры ЛЖД.
Надо признать, к делу они подходят серьезно. Бучалис напоминает, что в начале этого года, вскоре после того, как Минск и Москва договорились об условиях перевалки белорусских нефтепродуктов, ЛЖД создали компанию по перевозке грузов на Украине под названием LTG Cargo Ukraine.
«Это важный шаг к расширению спектра деятельности и повышению конкурентоспособности в регионе. Благодаря своим услугам LTG Cargo может стать важным связующим звеном между литовским и украинским бизнесом и экономическим сотрудничеством», — говорилось в сообщении ЛЖД.
Теперь же Бучалис утверждает, что одна из целей предприятия — это развитие маршрута для переправки турецких грузов по Черному морю. От Украины они должны направляться по железной дороге до Клайпеды и, соответственно, приносить прибыль транзитной отрасли Литвы. Для этого Вильнюс в январе учреждает компанию LTG Cargo Ukraine, которая в марте подписывает с «Укрзализныцей», «Укрферри» и «ФерриПлюс» меморандум о совместной реализации проекта развития международного мультимодального маршрута Турция — Украина — Литва — Польша.
LTG Cargo Polska была учреждена еще в 2019 году. Очевидно, ее Вильнюс тоже попытается привлечь к новому проекту. Но насколько успешным будет этот проект?
Дело в том, что реализовать его прибалтийская республика пыталась еще несколько лет назад.
Тема развития грузоперевозок в рамках создания транспортного коридора Балтийское море — Черное море активно поднималась еще в 2016 году. Меморандум о взаимопонимании в рамках этой инициативы Гендирекция государственных железных дорог Турции и Государственная подписала с «Укрзализныцей» еще в 2013 году. Уже тогда железнодорожные администрации Украины в кооперации с Анкарой собирались начать работу по привлечению дополнительных объемов перевозки грузов поездом комбинированного транспорта «Викинг» и способствовать присоединению к проекту новых стран-участниц.
А за три года до этого экс-резидент Литвы Даля Грибаускайте пригласила Турцию присоединиться к трехстороннему соглашению между Литвой, Беларусью и Украиной о транспортном коридоре от Балтийского моря до Черного.
«В отношении транзитных грузов применяются упрощенные таможенные процедуры и более низкие тарифы транспортировки, товары перевозятся быстрее, чем автотранспортом. Если продлить путь «Викинга» до Турции, должны возрасти потоки грузоперевозок, будут лучше использоваться возможности Клайпедского порта. Это будет поощрять развитие предпринимательства и создание центров логистики», — говорила тогда Грибаускайте.
Вильнюс предлагал Анкаре целых два варианта присоединения к проекту «Викинг».
Морской путь шел бы от черноморского порта Украины Ильичевск до турецкого Самсуна. Сухопутный — по территории Болгарии и Румынии.
«Болгария уже присоединилась к проекту «Викинг». Румыния в конце февраля подписала соответствующий меморандум и в ближайшее время намерена выполнить оставшиеся формальные процедуры», — сообщал тогдашний премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
Дальше — больше! В 2015 года сообщалось, что Турция и Литва хотят увеличить перевозки через порты Одесской области.
Делегация ЛЖД в 2015 году посещала Турцию, где встречалась с представителями различных турецких компаний. Сквернялис выражал надежду на то, что «работа с клиентами в Турции и скандинавских странах уже в ближайшее время даст очевидные результаты. «И, говоря о них, мы не имеем в виду один или несколько контейнеров — мы говорим о составах контейнеров и их регулярном потоке», — заявлял премьер-министр Литвы.
С тех пор в Литве прошли и президентские, и парламентские выборы. «Аграриев» в правительстве сменили консерваторы, а идея «Викинга», курсирующего между Турцией и Скандинавией, по-прежнему жива.
Есть только одно объяснение, почему она не реализовалась: Турция не увидела выгоды в развитии этого маршрута. Морской путь в Скандинавию более длинный, но зато Анкара лишается «прерогативы» платить транзитную ренту украинским, польским и литовским посредникам, которые хотят извлечь свою выгоду.
«Вопрос состоит в том, насколько издержки при следовании по такому маршруту будут ниже или равны издержкам, существовавшим ранее по тем маршрутам, которые были до изменения транзитных коридоров между Беларусью, Литвой и Россией. Как известно, предприниматели и потребители голосуют рублем, в данном случае, может, евро, долларом или иными валютами; соответственно, они будут выбирать именно тот путь доставки и перевозки товаров, который для них наиболее экономически эффективен, то есть имеет наименьшие издержки», — отмечает председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
Ответ на этот вопрос уже известен: Турция по-прежнему отправляет свои грузы в Скандинавию в обход Клайпеды.
Стоит ли ожидать, что после потери Литвой белорусского транзита ситуация изменится? Надеяться на это могут только самые наивные объекты вешания литовскими политиками лапши на уши.
Свежие комментарии